ГИБДД
15 октября 2020, 11:16

Водителей электросамокатов наказывают за нарушение ПДД

Из-за своей мощности, некоторые электросамокаты приравняли к мопедам, а некоторые — к мотоциклам. А это значит, что у их водителей должны быть соответствующие категории прав. Сейчас в разных городах России граждан штрафуют за вождение электросамокатов без водительского удостоверения и отказ проходить медосвидетельствование.

Мировой суд судебного участка № 4 по Вахитовскому району Казани оштрафовал Рустема Хайрутдинова на 30 000 руб. за отказ проходить медосвидетельствование водителя, передаёт Коммерсант. В своём решении, судья руководствовался протоколом ГИБДД, где было сказано Хайрутдинов на мопеде в пьяном виде совершил наезд на ребёнка. Но адвокат утверждал, что его подзащитный был на электросамокате, а значит не обязан был проходить медосвидетельствование.

При этом, правила дорожного движения предусматривают, что электросамокат, на котором стоит двигетел с мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Ватт рассматривается как велосипед, от 250 Ватт до четырёх киловатт — как мопед, а мощнее четырёх киловатт — как мотоцикл. А чтобы управлять мопедом, у водителя должны быть права категории «М».

Хайрутдинов же 30 августа арендовал электросамокат в кикшеринговой компании Whoosh. Во время езды он упал и придавил ребёнка. Когда на место прибыли сотрудники ГИБДД, они проверили самокат, выяснили, что мощность транспортного средства 350 Ватт, а затем попросили водителя предъявить водительское удостоверение и пройти медосвидетельствование. Прав у Хайрутдинова не оказалось, а проходить освидетельствование он отказался. При этом, алкоголь, по его словам, он не употреблял. В итоге сотрудники ГИБДД составили протокол.

В суде Хайрутдинов представил справку из Whoosh, где было сказано, что мощность самоката не выше 250 Ватт, следовательно это велосипед.

"Если бы нужны были на это средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат — нарушители закона«,— пояснил Хайрутдинов. Тем не менее, суд признал его виновным. Защита же пообещала обжаловать это решение.

В самой же Whoosh подтверждают, что самокаты, которые сдаёт в аренду компания, действительно относятся к категории велосипедов: скорость их движения специально ограничили 25 километрами в час, а номинальную мощность в режиме длительно нагрузки — 180 Ваттами. Более того, у фирмы даже есть соответствующее заключение МАДИ.

В компании поясняют: наклейка на самокате — это максимально возможная мощность, а не номинальная. При этом, ограничения в ПДД установлены именно в отношении номинальной.

Аналогичные инциденты встречались и раньше. В июне, тоже в Казани, ГИБДД остановили водителя электросамоката мощностью 2,4 киловатт, а после проверки выяснили, что того ранее лишили прав. В итоге, транспортное средство отогнали на спецстоянку, а на самого гражданина составили протокол. Суд же приговорил водителя к 100 часам обязательных работ. Такие же случаи встречались в Красноярском крае.

О планах усилить контроль над электросамокатами заявили и в администрации Сочи. Там сотрудникам ГИБДД рекомендовали наказывать нарушителей по КоАП, а компании призвали ограничить мощность выдаваемых в аренду транспортных средств 250 Ваттами. При этом, в Москве пока к такой практике не прибегают.

При этом, Министерство транспорта и ГИБДД уже подготовили проект поправок к ПДД. Документ впервые уточняет правила дорожного движения для электросамокатов, моноколёс и других аналогичных устройств. В новых ПДД такие транспортные средства объединят под общим термином «средство индивидуальной мобильности». Так, например, при движении на пешеходных участках, на электросамокатах запретят разгоняться быстрее 20 километров в час, а выезжать на проезжую часть можно будет только если это улица, где скорость ограничена 60 километрами в час. Проект таких изменений сейчас проходит экспертизу.