Автоправа
26 сентября 2019, 9:05

ВС защитил регионы от нелегальных перевозчиков

ВС защитил регионы от нелегальных перевозчиков
По закону те, кто хочет заниматься перевозкой пассажиров, должны выиграть тендер на конкретный маршрут и получить его специальную карту. Далеко не все предприниматели согласны работать на таких условиях. Некоторые считают, что достаточно получить лицензию на перевозку, арендовать автобус и можно выходить на любой маршрут. И порой суды выносят решение именно в пользу таких предпринимателей. Верховный суд решил пресечь подобную практику.

С 2015 года в России появился новый порядок организации пассажирских перевозок. Нововведения предусматривали, что все перевозчики должны заключать госконтракты с администрацией города, в котором собираются возить пассажиров. Победителям таких тендеров выдают свидетельство о перевозке и карту маршрута для каждого транспортного средства. По итогам проведенного конкурса составляется реестр муниципальных маршрутов. Но не все оказались готовы работать по таким правилам.  

Штраф после проверки

Осенью 2017 года дептранс Белгородской области установил, что в регионе на нескольких направлениях трудятся нелегальные перевозчики. Чиновники выяснили, что некоторые автобусы не включены в реестр регулярных перевозок и не имеют карт своих маршрутов, которые являются обязательными. Среди них оказались и 12 машин, которые арендует индивидуальный предприниматель Елена Евсюкова. 

Госавтонадзор центрального федерального округа составил на коммерсанта 12 административных протоколов, оштрафовав ее на общую сумму 3,6 млн руб. (300 000 руб. за одно нарушение). Госорган рассмотрел это дело по месту своего расположения в Воронеже. Владельцу автобусов вменили именно отсутствие специальных карт регулярных маршрутов (ч. 4 ст. 11.33 КоАП).

Евсюкова не согласилась с подобным выводом и обжаловала его в Арбитражный суд Воронежской области. Первая инстанция признала наказание правомерным, но снизила сумму каждого из штрафов в 2 раза – до 150 000 руб. А апелляция и вовсе отменила все санкции (дело № А14-345/2018). В обоснование такого решения 19-й ААС сослался на то, что спорные маршруты, по которым ездили автобусы Евсюковой, отсутствуют в реестре муниципальных маршрутов. Соответственно, на них невозможно получить карты, решил суд. Окружной суд оставил такое решение без изменений.

О хитростях перевозчиков рассказали в ВС

Тогда чиновники обратились в Верховный суд с требованием признать единственно верным вывод первой инстанции по этому делу. На заседании в ВС первый замначальника дептранспорта Белгородской области, Александр Шаталов заявил о том, что они с коллегами продолжают упорно бороться с нелегальными перевозчиками в регионе, но приходится им непросто. Чиновники рассказал о тех хитростях, на которые идут перевозчики, чтобы обойти действующие правила. Предприниматели к привычному маршруту «№ 1» добавляют букву «б». Получается новый «№ 1б», которого действительно нет в муниципальном реестре. По сути, автобус с таким номером нелегально курсирует по маршруту другого перевозчика, с которым на это направление уже заключен госконтракт и имеется его карта, объяснил чиновник: «А обычный потребитель же не ориентируется, кто легальный, а кто нет». Представитель ответчика подчеркнул, что СОЮ при аналогичных обстоятельствах привлекают к ответственности водителей подобных автобусов, а по юрлицам у арбитражных судов другой подход.

Другой представитель ответчика, исполнительный директор центра содействия строительству Белгородской области, Светлана Жулина отметила, что Евсюкова даже не пыталась участвовать в тендерах на получение контрактов для перевозки пассажиров. Представитель Госавтонадзора центрального федерального округа Ярослав Асташов добавил: «Предприниматели почему-то до сих пор считают, что лицензия дает право на перевозку, но нет – это лишь возможность заняться этой деятельностью».Чиновникам оппонировал представитель Евсюковой, юрист Александр Недорубко. Он настаивал, что сначала нужно разобраться, как местные власти организовали работу перевозчиков по новым правилам и выдавались ли карты другим перевозчикам по спорным направлениям. По его мнению, дело нужно было рассмотреть по месту вменяемых нарушений – в Белгороде. Юрист добавил, что ответчик не доказал принадлежность автобусов Евсюковой.  

- А кому принадлежат транспортные средства? – поинтересовался у представителя предпринимателя председательствующий судья Анатолий Першутов.

- Разным лицам, но не Евсюковой, - сказал Недорубко.

- Что вы можете сказать по этому доводу? – обратился тогда судья ВС уже к чиновникам.

- Все автобусы арендовала Евсюкова, на каждом путевом листе была ее печать, и все водители говорили, что работали на нее, - пояснил Асташов.

Выслушав все доводы сторон, «тройка» судей удалилась в совещательную комнату и спустя четверть часа Першутов зачитал резолютивную часть решения. Акты апелляции и окружного суда ВС постановил отменить, а вывод первой инстанции оставить без изменений. Таким образом, Евсюковой придется заплатить штрафы на 1,8 млн руб.

Эксперты "Право.ru": В другом подобном деле был иной подход

Не все юристы разделяют такой подход ВС. Партнер ЮФ Шаймарданов, Ялилов и Сабитов, Айнур Ялилов указывает на то, что в аналогичном деле № А83-8619/2016 Экономколлегия оставила без изменений подход нижестоящих судов, которые вынесли решение в пользу перевозчика. 

Акты нижестоящих инстанций по делу законны. Не является нарушением использование транспортного средства для регулярной перевозки пассажиров по маршруту, который не включен в соответствующий реестр маршрутов регулярных перевозок и на который и не могла быть выдана соответствующая карта.

Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов, Ялилов и Сабитов

Управляющий партнер Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Трудовое и миграционное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) Профайл компании Владислав Варшавский наоборот поддерживает сегодняшнее решение ВС, ссылаясь на то, что при ином выводе перевозчики, которые веду себя недобросовестно, получили бы преимущество перед остальными участниками рынка. Михаил Степкин, старший юрист судебной практики Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. добавляет, что в подобных случаях суды должны устанавливать, почему на самом деле подобные маршруты отсутствовали в реестре.