КАСКО и ОСАГО
19 ноября 2019, 7:47

Перебитый номер - повод вернуть машину продавцу

Перебитый номер - повод вернуть машину продавцу
Покупка автомобиля с пробегом — это всегда риск. Даже современные сервисы проверки не дают гарантии, что вы не купите машину, например, с «перебитыми» VIN-номерами. Но если это случится, отчаиваться не стоит — можно попробовать отсудить деньги у продавца и остаться в плюсе.

9 декабря 2016 года Валерий Соловьев* за 796 000 руб. купил автомобиль Toyota Camry у компании «РЕСО-Гарантия». Но поставить машину на учет в ГИБДД новый владелец не смог —  полицейские обнаружили изменение идентификационного номера транспортного средства (VIN-номера).

Столкнувшись с этими трудностями, Соловьев написал продавцу претензию и потребовал вернуть ему деньги, но безуспешно. Тогда покупатель подал иск в суд и потребовал не только вернуть ему деньги, но и заплатить штраф, неустойку и компенсацию морального вреда.


Что за VIN-номер?

Это 17-значный идентификационный номер транспортного средства, он уникален для каждого автомобиля. Это своеобразный шифр, который позволяет узнать необходимую информацию о транспортном средстве — производителя, модель, тип кузова и некоторую другую.

Грубо говоря, подделать одну или даже несколько цифр в VIN-коде — это как изменить, например, номер паспорта гражданина. Если VIN-номер по документам не будет совпадать с тем, что указан в документах, в ГИБДД откажут владельцу в регистрации автомобиля. Если на табличке, где этот VIN-номер написан (обычно под капотом), есть следы физического вмешательства — это тоже повлечет трудности.

Продавец пытался доказать, что Соловьев знал о возможных трудностях при регистрации машины, но не предоставил этому никаких подтверждений. Потому Волгоградский областной суд удовлетворил требования Соловьева и взыскал с продавца всю стоимость авто и неустойку в размере еще одной стоимости иномарки. Кроме того, истцу присудили и штраф — также в сумме цены автомобиля. В итоге Соловьев, потратив на покупку 796 000 руб., получил в суде 2,4 млн руб. в виде различных неустоек и штрафов — такое решение на «втором круге» рассмотрения принял Волгоградский областной суд в ноябре 2018 года (дело № 33-15837/2018).

Потребитель всегда прав?

Продавец попытался оспорить решение в Верховном суде, но безуспешно — тот оставил решение в силе. При этом коллегия по гражданским делам в своем определении дала несколько рекомендаций о том, как должны рассматриваться подобные споры между продавцами и потребителями — а в этом случае Соловьев был именно потребителем (Дело № 16-КГ19-28).

Во-первых, если приобретаемый автомобиль не новый или он уже ремонтировался, эту информацию нужно донести до покупателя. Об этом говорит Закон «О защите прав потребителей». При этом у покупателя, скорее всего, нет специальных познаний о свойствах и характеристиках машины, которую он покупает. Суды должны помнить об этом, когда разрешают вопрос о возмещении убытков.

Во-вторых, бремя доказывания по таким спорам лежит на продавце, а не на потребителе. Соответствующие разъяснения содержатся в постановлении Пленума ВС «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

В-третьих, продавец не может включить в договор условие, в соответствии с которым покупатель возьмет на себя риск отказа в совершении регистрационных действий с автомобилем — потому что такое условие ущемляет права потребителя.

* имя и фамилия изменены.