Потребители
5 апреля 2021, 8:57

Надуманный брак, экспертиза по фото и другие схемы против автодилеров

Надуманный брак, экспертиза по фото и другие схемы против автодилеров
Принято считать, что в спорах потребителей и предпринимателей первые считаются более слабой стороной. Но на практике бывает иначе. Находчивые автовладельцы могут специально инсценировать поломку машины или «обнаружить» у нее несуществующие дефекты. А если дело дойдет до суда, то автоконцернам будет непросто отбиться – знакомые эксперты подготовят потребителю нужное заключение. Тогда надежда останется лишь на внимательность вышестоящих инстанций, которые отменят решения с такой доказательной базой.

Автоконцерны бьют тревогу

По статистике Caselook, ежегодно несколько сотен российских автовладельцев судятся с дилерами машин, у которых их приобретали. Подобные споры – это благодатная почва для «разного рода искателей легкой наживы», утверждает партнер Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Айнур Ялилов. Дошло до того, что крупные автоконцерны стали жаловаться в правоохранительные органы на подозрительные схемы с участием их клиентов. Два года назад Hyundai, KIA, Mercedes и Jaguar Land Rover обратились в ФСБ, ВККС и Генпрокуратуру с заявлением о существовании мошеннической схемы на юге России.

Заявители уверяли, что злоумышленники действовали по отработанному алгоритму. Истцы обращались в суды в течение первых 15 дней после покупки нового авто с жалобами на его дефекты. Их интересы всегда представлял Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края, а экспертизу проводили одни и те же специалисты. Они без осмотра авто устанавливали, что брак был производственным. Большинство дел якобы рассматривали одни и те же судьи, которые отклоняли ходатайства ответчика и удовлетворяли иски, которые с учетом неустоек значительно превышали стоимость новых машин. Апелляционные жалобы компаний в Краснодарском краевом суде, по их словам, отклоняли. 

Правда, сам глава общественной организации Александр Бережной отверг подобные обвинения и посчитал обращение автоконцернов давлением на власть: «У любой корпорации единственная цель – это извлечение прибыли. Мы замечаем, что качество сборки и изготовления автомобилей начинает хромать, в сервисных центрах потребители также не получают должного обслуживания, а значит, производители и импортеры экономят на этом. Запустив, как я считаю, кампанию по скандализации правосудия в СМИ, они хотят надавить на суды, вынудив или не принимать иски о защите прав потребителей, или выносить незаконные решения в пользу концернов».

Публично на то обращение автоконцернов ответила лишь Высшая квалифколлегия судей, которая отклонила жалобу заявителей на краснодарские суды. ВККС отметила, что такие вопросы не относятся к ее компетенции.

Новые подозрения

А уже в этом году стало известно о том, что Kia и Hyundai попросили силовиков и ККС Самарской области проверить работу некоторых районных судов Тольятти, в первую очередь Автозаводского районного суда. Автопроизводители считают, что сотрудники суда могут участвовать в мошеннической схеме при рассмотрении исков о защите прав потребителей.

Суть мошеннической схемы авторы жалобы описывают так: покупатель подержанного автомобиля, как правило, на последнем году гарантийного срока направляет в суд иск к производителю о якобы выявленных дефектах. Такие заявления при этом рассматривают одни и те же судьи, потребителей представляет чаще всего местный юрист Альберт Сабирзянов, а экспертизу проводят заранее определенные специалисты в Тольятти.

Судя по картотеке Автозаводского райсуда, этот представитель за последние пять лет поучаствовал почти в полусотне дел. Абсолютное большинство из них касалось получения выплат со страховых компаний за ДТП и взыскания денег с автопроизводителей. Сабирзянов выиграл почти все эти процессы, лишь два из них юрист проиграл.   

Выдуманный недостаток

По закону покупатель может легко вернуть авто продавцу в течение 15 дней после сделки, если найдет какой-то недостаток у машины (ст. 18 закона «О защите прав потребителей»). Если какие-то дефекты проявились позже, то есть вариант отказаться от договора купли-продажи и потребовать назад стоимость машины. Правда, автовладельцу придется доказать, что он выявил существенный брак, о котором не мог знать при покупке.

Ссылаясь на эти положения, житель Волгограда Владимир Сергеев* сначала пытался вернуть «Тойоту Камри» автодилеру «Стелла», у которого ее купил. А потом собственник машины попросил выплатить ему деньги, потраченные на устранение «выявленных недостатков». Автовладельцу не понравилось, что в навигаторе иномарки Крым относился не к территории России, а к землям Украины. Из-за чего Сергееву пришлось самостоятельно устанавливать другое устройство за 48 000 руб., чтобы видеть на экране девайса принадлежность полуострова к РФ.

Эти траты покупатель и попытался возместить за счет автосалона через суд. Две инстанции отказали истцу, сославшись на то, что заявитель мог в сложившейся ситуации обновить карты родного навигатора машины, но почему-то не стал так делать (дело № 33-4137/2019). Хотя подобная возможность прописана в техническом руководстве к товару.

При этом не стоит путать подобные злоупотребления правом с необходимостью возвращать авто из-за реально серьезных недостатков. Так, жителю Новосибирска Евгению Пузанову пришлось через суд требовать у автопроизводителя деньги за свой BMW Х6, который расходовал слишком много масла из-за производственного дефекта. Первая инстанция и апелляция требования потребителя в этом случае удовлетворили (дело № 33-1159/2019).

Брак можно создать самим и затянуть ремонт

Еще одна схема – в конце гарантийного срока попросить заменить машину на новую. Чтобы «подготовить почву» для такой претензии, покупатель заранее несколько раз жалуется продавцу на какие-нибудь неисправности у авто, рассказывает Евгения Бондаренко, управляющий партнер Юсконсалт Юсконсалт Региональный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) группа Налоговое консультирование и споры .

Житель Ленинградской области Сергей Панюков* был недоволен тем, что его «КИА Оптима» за гарантийный период ломалась несколько раз: все время выходил из строя датчик ABS. Его замена не помогала, потому покупатель и просил выплатить ему больше 1,5 млн руб. на покупку такого же нового авто.

Суд назначил экспертизу, в ходе которой обнаружилось: индикатор выходит из строя, потому что кто-то со стороны намеренно повышает напряжение тока у этого устройства, то есть умышленно его портит. Поэтому в иске Панюкову отказали (дело № 33-3470/2019).

Недобросовестные автовладельцы могут использовать для собственной выгоды еще одну норму – п. 1 ст. 20 закона о ЗПП. Она предусматривает, что ремонт гарантийной машины не может длиться дольше 45 дней. Если работы затянулись, то потребитель вправе потребовать заменить авто или вернуть деньги за товар. Алексей Кравец* из Приозерска решил на этом заработать, попытавшись взыскать за длительный ремонт своего «Ягуара» около 40 млн руб. с учетом всех неустоек и штрафов. 

Первая инстанция иск удовлетворила, сославшись лишь на акты приема-передачи товара после ремонта и письменные претензии заявителя к импортеру машины ООО «Ягуар Ленд Ровер» (дело № 2-1033/2018). Апелляция это решение отменила, установив, что реальный срок исправления неисправностей оказался меньше. А еще Кравец, несмотря на все претензии, продолжил благополучно пользоваться иномаркой, выяснил Ленинградский областной суд. Самый большой иск к импортеру машин в современной  российской истории остался без удовлетворения (дело № 33-54/2019).

Бондаренко в связи с этим случаем предупреждает, что клиент в подобных ситуациях под предлогом болезни или командировки может оттягивать момент получения машины из ремонта. Это нужно, чтобы потом обратиться в суд и добиться замены авто на новую. А Артур Великжанин из Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Уголовное право группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал считает необходимым в условиях гарантии назначать обязательную экспертизу поломки от производителя либо от ограниченного круга сертифицированных организаций. Тогда вероятность подтасовки выводов специалистов будет гораздо ниже, уверен юрист.

Разбогатеть благодаря экспертам

Экспертизы тоже могут использоваться покупателями, чтобы нажиться на автодилерах и автоконцернах. Краснодарские суды взыскали в пользу покупателя внедорожника Range Rover 17 млн руб., сославшись на результаты исследования, которое специалист провел по фото, даже не осмотрев машину вживую. «Ягуар Ленд Ровер» смог отменить его лишь в Верховном суде (дело № 18-КГ19-73).

В своей практике мы сталкивались с тем, что группа из родственников и друзей купила несколько одинаковых очень дорогих моделей авто, где-то приобрели бракованную деталь и поэтапно использовали ее в разных разбирательствах в труднодоступных сельских судах Восточной Сибири, то есть деталь просто гуляла с одного автомобиля на другой.

Айнур Ялилов

А осенью прошлого года ВС дополнительно уточнил, что для правильного разрешения подобных споров важно понять причину возникновения недостатков. В частности, выяснить, были ли они производственными. И если есть какие-то сомнения в правильности или обоснованности заключения экспертов, то суд по закону обязан назначить повторное судебное исследование (дело № 18-КГ20-53).

Исход аналогичных споров решает, как правило, судебная экспертиза, рассказывает управляющий партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры» Семен Кирьяк. А региональные суды в целях материальной и процессуальной экономии назначают местных экспертов, при этом самых дешевых, констатирует Ялилов. Поэтому если есть сомнения в компетентности таких специалистов и результатах их исследования, то надо просить суд вызвать их на процесс, говорит Бондаренко. В дальнейшем можно заявить ходатайство о повторной или дополнительной экспертизе.

В СОЮ часто бОльшее доверие вызывают государственные эксперты. Правда, если экспертизу поручат им, то сроки ее проведения существенно увеличатся. Но не стоит думать, что заключение обязательно будет некачественным. В своей практике мы сталкивались с грамотной работой таких экспертов.

Семен Кирьяк

Как защититься автосалонам

Профилактика дешевле лечения, подчеркивает Бондаренко. По ее мнению, для защиты от недобросовестных покупателей автодилерам надо выстроить бизнес-процессы по обработке претензий потребителей – от проверки скорости работы сотрудников по ним до определения пула экспертных организаций, которым можно оперативно поручить провести исследование недостатков. Юрист просит автосалоны своевременно информировать потребителей об изменении своего адреса и не игнорировать любые их обращения. Если дело дойдет до суда, то отбиваться будет сложнее.

Если недостаток действительно является существенным и неустранимым, то автодилеру лучше заключить мировое соглашение, которое может установить рассрочку выплаты, снизить неустойку и исключить взыскание штрафа.

Евгения Бондаренко

При этом все случаи злоупотреблений детально сложно описать в законе, утверждает Бондаренко. А вот разбор их различных видов со стороны ВС мог бы помочь. Возможно, тогда суды общей юрисдикции станут охотнее применять ст. 10 ГК («Злоупотребление правом»), на основании которой можно отказывать недобросовестным истцам, резюмирует юрист.

* Имена и фамилии участников дел изменены