Наиболее заметное изменение, которое ждет будущих водителей, – экзамен для них теперь будет состоять всего лишь из двух этапов: «теория» и «город».
До 1 апреля экзамен включал в себя третью часть, в ходе которой экзаменуемый должен был показать инструктору ГИБДД свои навыки парковки, разворота и «змейки» на специальной площадке. Теперь их будут проверять в ходе поездки по городским улицам.
«Нововведения позволят исключить натаскивание кандидата в водители на отдельные виды упражнений в условиях закрытой площадки, в конечном итоге изменят подход автошкол к обучению практическому вождению, сделав заучивание учебных маршрутов бесполезным», – уверены в МВД.
Мотоциклистов эти изменения не касаются. Они, как и раньше, будут сдавать экзамен сначала на площадке и только потом – в городе.
Раньше экзамены проводились по заранее известным маршрутам, которые были построены таким образом, чтобы на них можно было проверить все необходимые навыки водителя. Маршрутные карты были доступны всем до начала экзамена, так что кандидат на получение прав мог покататься по этим дорогам с инструктором и привыкнуть ко всем перекресткам, поворотам и прочим трудностям.
Теперь это изменится. Инспекторы будут определять путь самостоятельно в ходе поездки. Правда, экзаменатор точно не заставит водителя ехать в другой конец города. Испытание станет проходить на определенном количестве улиц района, назначенных заранее. Так что подготовиться заранее все же будет возможно – правда, количество возможных маршрутов, которые нужно проработать, увеличится в разы.
Порядок выполнения различных элементов будет произвольным. Всего их чуть меньше двадцати, но некоторые – такие как проезд железнодорожного переезда – будут опциональными. Если там, где сдается экзамен, не ходят поезда, инспектор просто не будет проверять этот навык.
Новые правила предусматривают четкое ограничение по времени – экзамен должен длиться «не более 30 минут». Правда, из такого условия есть существенное исключение. Если за это время инспектор не успел проверить все необходимые маневры, то экзамен продолжат до полной проверки.
На подготовку к экзамену начинающему водителю и экзаменатору дают 20 минут. В это время инспектор изучает готовность автомобиля, а водитель настраивает зеркала и сидения под себя, а также запускает двигатель.
Сдал водитель или не сдал, согласно регламенту, объявят в течение десяти минут после завершения поездки.
Теперь в машине во время сдачи экзамена могут находиться не только водитель и инспектор, но и другие люди – кандидаты на права, инструктор из автошколы и сотрудники полиции, а также представители общественных советов при МВД.
Важно – экзаменуемый вправе попросить, чтобы во время поездки в машине никого не было. Все пассажиры допускаются только при согласии водителя. Но экзамен все равно не останется без наблюдения. Вся поездка снимается на камеру со звуком – это необходимо, чтобы обеспечить прозрачность процедуры.
В новом регламенте проведения экзамена МВД сохранило балльную систему. Это значит, что каждая, даже самая мелкая ошибка водителя, будет «награждена» штрафным баллом.
Пять штрафных баллов – «не сдал».
В отличие от практической части экзамена, теоретическая в новой версии регламента осталась без изменений.
Сначала экзаменуемый проходит тест на компьютере из 20 заданий за 20 минут. Если он допустил одну ошибку – получит пять дополнительных вопросов и пять минут для их решения. Две ошибки – 10 вопросов и 10 минут.
Дополнительные вопросы будут похожи на тот, в которых была допущена ошибка, их выберут из того же тематического блока. Но права на ошибку в дополнительных вопросах у экзаменуемого нет, каждая неточность отправит его на пересдачу.
Новый регламент разрешает сдавать экзамен несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет. Для этого начинающему водителю нужно будет получить согласие законного представителя – родителя или опекуна.