В рамках XIII Петербургского международного юридического форума прошла сессия «Меры пресечения в отношении владельцев и топ-менеджеров бизнеса: итоги реформ и перспективы». Участники обсудили необходимость глобальных изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Открыл сессию модератор Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России. Отмечая, что, несмотря на введение инициативы запрета заключения предпринимателей под стражу, такая мера пресечения продолжает применяться. Приоритетной мерой для таких составов может стать залог, который обеспечит пополнение дефицитного бюджета России и позволит предпринимателям продолжать вести бизнес.
Виктория Бурковская, сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», отметила актуальность данной темы и необходимость оценки судьями наличия или отсутствия насилия при совершении преступления. Предложено внести изменения, направленные на прекращение уголовного преследования в том случае, когда ущерб возмещен, сокращения «стадийности» уголовного процесса.
Адвокат АБ RussianLegal Андрей Козлов предложил внедрить принципиально новый подход к определению предпринимательской деятельности в уголовном процессе: «Для активации гарантий УПК в отношении предпринимателей достаточно убрать дискрецию следователя и ввести простой тест: если потерпевшим выступает коммерческая организация, предпринимательская деятельность презюмируется». Указанная мера, по его мнению, позволит избежать субъективной оценки следователя.
Дополнительные изменения, относящиеся к ведомственной ответственности (в виде передачи дела для расследования из МВД в Следственный комитет) и персональной ответственности следователей, побудят указанных лиц более тщательно и обоснованно подходить к вопросу определении предпринимательской деятельности в инкриминируемых деяниях.
В текущей ситуации наблюдается конфликт интересов. Следователь квалифицирует преступление, определяет его тяжесть и является ли оно предпринимательским из соображений необходимости ограждения подозреваемого от общества. Поэтому в отношении представителей бизнеса и избирается самая строгая мера пресечения — заключение под стражу.
Позицию Управляющего партнера RussianLegal поддержал Андрей Бастраков, партнер, соруководитель уголовно-правовой практики Адвокатского бюро ЕПАМ. Им отмечена необходимость изменения подхода при возбуждении дела и определении того, является ли данное событие эпизодом предпринимательской деятельности. Сейчас следователи, судьи и прокуроры опираются лишь на «образ результата», который подразумевается ограждение предпринимателя от окружающего мира и вынесение обвинительного приговора, предусматривающего лишение свободы.
В дискуссии также приняла участие Наталья Колерова, партнер корпоративной практики S&K Вертикаль, отметившая негативную тенденцию сопровождения банкротных споров уголовным преследованием. Это оказывает значительное влияние и на арбитражный процесс, например, при оспаривании сделок в рамках банкротства. Текущая экономическая ситуация с высокой ключевой ставкой, закрытым доступом к иностранным рынкам, показывает, что бизнес нужно сохранять и поддерживать.
Михаил Шалумов, начальник отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики в области уголовного судопроизводства при Верховном суде, отметил: «Проблема действительно есть, мы ее видим... Пока в законе не будет прямых запретов и ограничений, в отдельных делах в отношении предпринимателей будут применяться меры пресечения в виде заключения под стражу».
Алексей Карлин, действующий судья Верховного суда, рассказал о работе, проведенной за последние десять лет в отношении гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, результатах и перспективах, которые предстоит воплотить в жизнь. Участником сессии отмечено, что принимаются системные меры по гуманизации уголовного процесса. Верховный суд выступает за расширение существующих и внедрение дополнительных мер, направленных на исключение случаев избыточного правового воздействия в отношении представителей бизнеса.
Татьяна Сизова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве, предоставила статистику за 2022–2024 годы о повышении случаев заключения предпринимателей под стражу. Залог при этом применяется все реже и реже. Анализ поступающих обращений также позволяет говорить о том, что в отношении представителей бизнеса, обвиняемых по ч. 3 и ч. 4 ст. 159 УК, мера пресечения в виде заключения под стражу избирается очень часто, в 90% случаев. За несколько дней нахождения в СИЗО репутация предпринимательской деятельности «сыпется», после чего предприниматели отказываются от дальнейшего ведения бизнеса.
Ирина Панькина, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству, представила к настоящей сессии свой доклад на тему «Суверенная юрисдикция как гарантия поддержки предпринимательства в России». В докладе приводится статистика, в соответствии с которой число осужденных за преступления в сфере экономической деятельности растет с каждым годом. Как отмечает Панькина: «Наша страна и, в частности, экономика сейчас переживают особенный период, поэтому перед нами сейчас стоит первостепенная задача – огромному давлению извне должна быть противопоставлена наша суверенная и самодостаточная юрисдикция. Необходимо, чтобы предприниматели чувствовали себя уверенно и безопасно. В противном случае мы едва ли ощутим заметный рост инвестиций и экономики».
Ознакомиться с записью сессии «Меры пресечения в отношении владельцев и топ-менеджеров бизнеса: итоги реформ и перспективы» можно по ссылке.
АБ города Москвы «Руслигал»
ИНН: 9704137858. Erid: 2VfnxxSc31J
Реклама