Репортаж
18 апреля 2014, 20:52

Госдума выбрала дымоход вместо парадного

Госдума выбрала дымоход вместо парадного
Фото с сайта telegrafist.org

Госдума так и не поняла, приравнивают ли популярных блогеров к журналистам или нет. Даже единороссы говорят, что предложенное понятие "блогер" может привести к правовой колизии, так как он формально не является собственником того интернет-ресурса, где он пишет. Тем не менее новелла принята во втором чтении. Заодно парламентарии серьезно ужесточили наказания для террористов, сократили до двух число судов, которые будут выносить им приговоры, а также запретили гражданам переводить друг другу деньги анонимно.

Волна гражданских протестов на Украине, которая привела к свержению и бегству президента Виктора Януковича, встревожила депутатов Госдумы и они в начале 2014 года надумали усилить в России "борьбу с терроризмом". Представители "Единой России", ЛДПР и КПРФ внесли в Госдуму три законопроекта, которые должны были усложнить жизнь террористам, однако одновременно досталось интернет-сообществу и обычным гражданам, которые пользуются Сетью для финансовых расчетов. Зато сотрудникам ФСБ предлагается существенно упростить работу.

Один документ ужесточал наказания для террористов и расширял полномочия ФСБ, разрешая им досматривать не только заподозренных в преступлении, но и в правонарушении по подведомственным им статьям. Второй обязывал интернет-провайдеров по полгода хранить сведения о действиях пользователей в интернете и выдавать их правоохранителям. Третий – ограничивал анонимные переводы денег с электронных кошельков (подробнее>>).

Блогерам усложнят жизнь

Депутаты поддержали законопроекты в первом чтении 28 февраля, не высказывая к ним существенных замечаний. Ко второму чтению документы были серьезно переписаны думскими комитетами по безопасности и противодействию коррупции, по финансовому рынку, по информационной политике и связи. Все проекты стали жестче полностью или в части. Особенно это заметно в поправках в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В проекте ко второму чтению сохранилась норма об обязанности интернет-провайдеров по полгода хранить данные "о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях". Однако дополнительно по инициативе депутатов от ЛДПР Андрея Лугового и Вадима Деньгина появились ограничения для блогеров, на страницы которых в сутки заходят более 3000 посетителей. При этом к ним отнесены "владельцы сайта или страницы в интернете (подробнее>>).

Популярным блогерам запрещается писать анонимно: им придется на своей странице указать настоящую фамилию и инициалы, а также актуальный электронный адрес на случай, если чиновники решат вступить в переписку. Под запрет в популярных блогах попадет мат, данные, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Обновленный законопроект по обязанностям приравнивает блогеров-тысячников к журналистам, но при этом не дает им аналогичных прав. В частности, их обязывают до размещения поста проверять информацию на достоверность и незамедлительно удалять недостоверные сведения, но не оговаривают, что чиновники обязаны оперативно отвечать на запросы популярных блогеров. Заодно им придется соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, например не заниматься агитацией накануне дня голосования. 

Коммунисты Владимир Бессонов и Валентин Романов утром пытались убедить коллег, что сегодня рассматривать документ нельзя. Они доказывали, что проекта в базе Госдумы вчера не было и ознакомиться с ним им не удалось. Глава комитета по информполитике и связи Алексей Митрофанов противился: все документы в базе Госдумы. "Никаких оснований переносить [рассмотрение проекта] нет", – заверил он депутатов, умолчав о том, что законопроект, подготовленный ко второму чтению, появился в Сети вчера лишь в девять часов вечера. Большинство согласилось, что откладывать документ в долгий ящик не стоит. Но единства все же не было даже в рядах партии власти.

Единоросс Роберт Шлегель обращал внимание на "несколько сырую" поправку, которая "фактически говорит о том, чтобы блоги приравнять к СМИ". "На мой взгляд, она не имеет непосредственного отношения к законопроекту. Она может быть отдельным законопроектом, поскольку [она] очень значима и вызвала серьезный резонанс в обществе, – говорил Шлегель. – Я не совсем понимаю, зачем нам таким экзотическим способом принимать это решение. Зачем, грубо говоря, нам лезть в дымоход, если можно воспользоваться парадной". Определение блогера, по словам депутата, не отвечает практике, так как в законодательстве не определено, что является персональным сайтом, страницей. "Неправильно называть блогера владельцем блога, потому что … Ну, мне не принадлежит "Фейсбук" или "Твиттер". Я могу вести эту страницу, но она мне не принадлежит. Неясно, что делать в случае коллективного управления блога", – заметил Шлегель, подчеркнув, что депутатам никто не мешает обсуждать подобные вопросы с профессиональным сообществом.

"Утверждение, что блогера приравняли к СМИ, неправильное. У журналистов, например, масса прав, которые не пересекаются с тем, что здесь написано про блогера, – возмущался Митрофанов с парламентской трибуны. – Тут отдельное регулирование, причем очень мягкое. Фактически блогеру предлагается не ругаться матом, соблюдать законы, не совершать преступные деяния, не разглашать гостайту и т.д. – то есть набор общегражданских вещей". Говорить про обязаность блогеров проверять информацию на достоверность Митрофанов не стал. 

Террористов отправят по двум адресам

Не отставал в желании ужесточить законодательство и думский комитет по безопасности и противодействию коррупции. Для террористов по двум статьям (создание террористического сообщества и обучение терроризму – ст. 205.3 и 205.4 УК) вводится пожизненное лишение свободы вместо нынешних десяти и 20 лет соответственно. Судам запрещается назначать виновным в терроризме, посягательстве на жизнь госдеятеля, вооруженном мятеже (статьи 205–206, 211, 277, 278, 279 и 360 УК) условный срок или наказание ниже низшего предела, а также освобождать их условно-досрочно. Отменяется срок давности для привлечения к ответственности за такие преступления. Ко второму чтению еще больше возросли сроки, которые будут назначаться за упомянутые преступления. По совокупности приговоров окончательное наказание сможет достигать 35 лет (сейчас тридцати), а по совокупности преступлений – тридцати (сейчас – 25). Эти новшества коснутся лишь террористов, тех, кто практикует агрессивные войны (ст. 353 УК), а также виновных в преступлениях, предусмотренных ст. 356 (применение запрещенных средств и методов ведения войны), 357 (геноцид) и 358 (экоцид) УК РФ.

Ключевые изменения в УК и УПК появились лишь ко второму чтению, и их необходимость авторы документа при сегодняшнем обсуждении проектов в Госдуме не обосновывали. "Террористические" дела (ст. 205–206, ч. 4 ст. 211 УК) будут рассматривать исключительно два суда в стране: Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды, при этом нет указания на то, что подсудимый должен быть военным. Кто будет делать выбор между этими двумя судами, проект не конкретизирует. Ужесточаются наказания за "массовые беспорядки": организаторы будут отправляться за решетку на 8–15 лет (сейчас 4–10 лет), если они сопровождаются насилием, погромами и поджогами, – так меняется ч. 1 ст. 212 УК, скандально известной по "болотному делу".

Плохая участь будет ожидать тех, кто проходил обучение для участия в массовых беспорядках – это новый состав 212-й статье. В ней появится новая, четвертая часть, по которой наказание полагается за прохождение обучения в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, "в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием". За такие действия предлагается отправлять в тюрьму на 5–10 лет, но только если обучающийся знал о целях подготовки (подробнее>>).

Электронным кошелькам прописали новые правила

Творчески подошли в думском комитете по финрынку к переосмыслению законопроекта, который ограничивает анонимные переводы денег с электронных кошельков. От первоначального текста в документе осталась лишь подпись "президент Российской Федерации", все остальное в комитете переписали. При обсуждении законопроекта в первом чтении глава комитета по финрынку единоросска Наталья Бурыкина называла "беспрецедентной" норму о максимально допустимом (1000 руб.) расходовании средств с электронного кошелька за сутки. "Это требует отдельного обсуждения", – настаивала она. В результате ко второму чтению спорной нормы в документе не оказалось. Граждане по-прежнему смогут анонимно совершать "мелкие" покупки в интернете до 40 000 руб. в месяц, а одномоментно в виртуальном кошельке хранить не более 15 000 руб.

Желающие покупать более дорогие товары и услуги вынуждены будут снять маску и пройти упрощенную идентификацию, в этом случае они смогут совершать платежи до 60 000 руб. за раз, а в месяц – до 200 000 руб. Индентификация необходима и для любых переводов денег между электронными кошельками физлиц. Для упрощенной идентификации необходимо будет отправить оператору кошелька набор сведений: лично представить свои документы или их копии, либо через интернет направить паспортные данные, страховой пенсионный номер (СНИЛС), ИНН, данные медицинского полиса и номер сотового телефона.

****

Практически без обсуждений законопроектов депутаты согласились с их необходимостью и приняли во втором чтении. 

С текстом законопроекта № 428884-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 428896-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части ужесточения требований к переводу электронных денежных средств) можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования противодействия терроризму) можно ознакомиться здесь.