После перекодировки городских телефонных номеров в квартире отключилась связь сигнализации с пультом вневедомственной охраны, а через две недели жилище обокрали. Полиция реагировать на такое изменение не стала, а жильцы утверждали, что ничего не знали об изменении кода. Ответчики – полиция и ФГУП "Охрана" убедили суд, что в этой беде виноваты сами жильцы — они не включали сигнализацию.
Согласно иску (имеется в распоряжении редакции), инцидент произошел между 8:00 14 сентября и 19:30 16 сентября 2012 года. По словам заявителей – Веры Хилиной и Ирины Куликовой, владелиц квартиры, домушники проникли в нее через окно и украли ноутбук и ювелирные украшения почти на 3 млн руб.
В иске, поданном в Гагаринский райсуд 9 ноября 2012 года, они потребовали от ФГУП "Охрана" и ГУ УВО при УВД по ЮЗАО возместить стоимость украденного: 41 000 руб. за ноутбук и 2,8 млн руб. за драгоценности. Также они попросили суд расторгнуть договор с ответчиками, взыскать по 88 руб. за каждый месяц обслуживания, начиная с сентября прошлого года убытки, связанные с ненадлежаще оказанными услугами – 79 000 руб., и по 500 000 руб. в пользу каждой истицы за моральный вред. Также в иске заявлен штраф, половина которого должна перейти представителям из "Общественного контроля в действии".
Как рассказали истицы в суде, о том, что сигнализация во время кражи не работала, они узнали, только вернувшись домой и увидев на экране надпись FC — failed connect (нет соединения). Женщины утверждали, что с 30 августа, когда был заменен код их телефонной линии, они каждый день включали сигнализацию перед уходом из дома и, уехав в последний раз перед кражей, поставили ее на полную защиту.
Но после обращения в УВО выяснилось, что у сигнализации не было соединения с пультом в УВО с самого начала сентября, о чем они ничего не знали — связь пропала после перекодировки телефонных номеров МГТС, начавшейся с 1 июля прошлого года. В заседании истицы настаивали, что их никто об этом не уведомил, и они продолжали пользоваться сигнализацией, которая с виду работала в обычном режиме.
В судебное заседание были приглашены два свидетеля из ФГУП "Охрана" – бывший техник Андрей Черный и техник Виктор Козлов, которые выезжали на квартиру после кражи. Во время опроса первого выяснилось, что сигнализация ежедневно передает тестовый сигнал на пульт. Также на пульт передается информация о любой неисправности, разряде батарейки, постановке на сигнализацию, снятии с нее и т.д. По словам Черного, 30 августа, после перекодировки телефонного номера, от сигнализации на пульт прошел неопознанный сигнал, после которого, "Vista (устройство связи между пультом и сигнализацией — "Право.Ru") перестала дозваниваться". В УВО решили, что квартиру на охрану не ставят, а связи с сигнализацией больше не было.
Второй свидетель — техник Козлов — рассказал, что приехав в квартиру ночью после кражи, они увидели на сигнализации индикацию FC, означавшую, что связи не было. На вопрос представителя одной из истиц Дениса Ульянова из ОЗПП, должны ли сотрудники "Охраны" что-то предпринять, если тестовый сигнал не проходит несколько суток, Козлов ответил, что, при обращении сотрудников УВО или клиентов, обнаруживших неполадку, заказ-наряд в "Охране" выписывается в течение дня.
Но обращения не было. Во время допроса свидетеля Куликова отметила, что 1 июля пользователям МГТС на их улице, у которых предстояло перепрограммировать номера, пришло оповещение от оператора, но их квартира почему-то не попала в этот список. Истица поинтересовалась, как они в таком случае могли узнать, что сигнализация не работает. На это сотрудник "Охраны" ответил, что "если нет связи и она [Vista] не может дозвониться, она всегда покажет FC". В том же, что квартира не попала в список для перепрограммирования, свидетель посчитал виновным МГТС.
Во время прений представитель ФГУП "Охрана" Артем Анчуков выразил сочувствие истцам, однако отметил, что вины учреждения здесь нет, а скорее "случайное стечение обстоятельств, которое выражается, в первую очередь, в смене ОАО МГТС кода набора номера. Также часть вины лежит на истцах. <…> Ответственные работники ФГУП "Охрана" о неисправности прибора могли узнать от квартиросъемщиков, либо с пульта".
Руслан Горшков, представитель ГУ УВО при УВД по ЮЗАО, заявил, что и вневедомственная охрана не виновата: "Мы осуществляем только реагирование на поступающие сигналы. О том, что изменился порядок набора номера, мы никого не уведомляем. Сообщения МГТС [о перекодировке номеров] были практически во всех газетах, в СМИ, в новостях. О том, что с 1-го июля изменится порядок набора, знали практически все", — сказал он.
Ответчики также отметили, что жильцы ничем не подтвердили наличие украденных ювелирных изделий на заявленную сумму.
- Подавая в суд и надеясь быть защищенными по всем пунктам нашего иска, мы не предполагали, что можем стать заложниками такой системы, когда должны будем доказывать суду и виновникам произошедшего наличие нашего имущества, — сказала Куликова. — Нас лишили чувства элементарной защищенности, которое мы вынуждены были покупать у ФГУП "Охрана" за личные деньги.
Требование компенсации морального вреда она обосновала также тем, что в газете "Калужская застава" за октябрь 2012 года в пресс-релизе от УВО по ЮЗАО говорится, что за девять месяцев этого года не было ни одной квартирной кражи, то есть преступление, совершенное в отношении нее, было проигнорировано.
- ГУП "Охрана" — техническая служба, и она работает только по заявкам, либо УВО, либо истцов, — пояснил представитель одной из истиц Денис Ульянов. — Заявок таких не было, поэтому вина здесь – управления вневедомственной охраны. Мало того, представитель УВО подтвердил, что они имели данные, что не проходит тест, тем не менее, [они] не уведомляют своих клиентов, что у них явные неполадки с системой безопасности.
В результате судья приняла решение отказать в иске.
После заседания Куликова обратилась к представителям ответчиков: "Я знаю, что вы совсем недавно вышли со студенческой скамьи. Именно сейчас вам придется сделать тот самый выбор, чьими адвокатами вы станете. Очень советую внимательно посмотреть фильм "Адвокат дьявола". Не становитесь адвокатами дьявольской системы!".