Новости ФАС
3 марта 2020, 13:23

ФАС назвала число отменённых в суде решений

По словам представителя ФАС, за последние два года суды отменили всего 11% решений, принятых антимонопольным ведомством. При этом, всего в судебных инстанциях пытались обжаловать 48,4% решений.

Число решений ФАС, которые были вынесены по Закону о защите конкуренции и были обжалованы в суде, остаётся очень высоким, заявил начальник Правового управления ведомства Артём Молчанов на открытии сессии «Государство и госкомпании в судебных спорах» в рамках V ежегодной конференции Право.ru. 48,4% решений ФАС были обжалованы в судебном порядке, передаёт его слова официальный сайт антимонопольного ведомства. При этом, процент выигранных дел, по его словам, остаётся высоким.

За последние два года доля отменённых решений ФАС составила 11% от общего числа решений ведомства, которые обжалуются в суде.

начальник Правового управления ФАС Артём Молчанов

Молчанов также отметил, что в 2019 году ФАС внесло лишь незначительное количество поправок в Закон о защите конкуренции, что, по его мнению, «замечательно с точки зрения формирования практики». 

Кроме того, представитель ФАС сказал, что в 2019 году перед ведомством стояли следующие задачи:

• снижение количества нарушений органов власти;

• внедрение антимонопольного комплаенса органами власти;

• пресечение картелей;

• развитие превентивных инструментов (предостережения и предупреждения);

• внутриведомственная апелляция;

• выпуск разъяснений Президиума ФАС России (17 разъяснений).

ФАС не нашла нарушений в росте тарифов на мобильную связь

Молчанов представил краткий обзор судебной практики применения антимонопольного законодательства в разных сферах. В частности, представитель ФАС говорил о деле № А40-82871/2018, которое касалось злоупотреблений доминирующим субъектом на рынке сжиженного углеводородного газа. «Вопрос, который был дискуссионным при рассмотрении этого дела, был связан с обязанностью субъекта заключать договоры с тем, кто обращается при условии, что все объёмы производимого газа не законтрактованы», сказал Молчанов. По его словам, все объёмы газа были законтрактованы с единственным субъектом, а на предложения от других компаний доминирующая на рынке фирма не отвечала. ФАС признала это нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. 

Молчанов добавил, что суть принятого ведомством решения заключалась в создании равного доступа и равных правил для всех участников рынка. Он уточнил, что в случаях, когда есть несколько предложений или обращений, не должно быть дискриминации при контрактации во время распределения объёмов сжиженного газа. «Должны учитываться запросы рынка и других хозяйствующих субъектов», отметил Молчанов.

Другое дело, о котором рассказал представитель ФАС, касалось нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти — обжалования законов и нормативных актов субъектов РФ. По словам Молчанова, «это уже не первое дело, где антимонопольный орган выходит в суд об оспаривании закона субъекта, который содержит в себе определенные ограничительные правила и условия».

Суд взыскал 1,1 млрд рублей с казённого учреждения по требованию ФАС

Закон субъекта РФ наделил единственное предприятие полномочиями по предоставлению услуг программно-аппаратного комплекса, по выполнению работ по обслуживанию и администрированию единого защищенного канала доступа к интернету. При этом, ФАС отметила, что эти виды деятельности не носят исключительный характер, и их может выполнять любая организация, у которой есть соответствующая лицензия. По мнению ведомства, это противоречит ст. 15 Закона о защите конкуренции. 

«Суды поддержали нас в доводах о том, что если рынок, по сути, является конкурентным, то определение исключительности какого-либо субъекта, в том числе и подведомственного, невозможно. Принимая такие решения, региональный законодательный орган власти должен учитывать уровень состояния конкуренции на таком рынке и не создавать барьеров входов на рынок, дискриминации для других хозяйствующих субъектов», подытожил Молчанов.

Другой судебный спор, о котором говорил Молчанов, был связан с тарифным регулированием — в частности, с вопросом экономической обоснованности тарифов (дело № А40-264758/2018). По результатам проверки обоснованности тарифа на передачу электроэнергии, ФАС предписала сетевой организации исключить необоснованные расходы — расходы на аренду в размере 450 млн руб. из состава необходимой валовой выручки. По его словам, в эту выручку можно включать только те затраты, которые относятся к регулируемому виду деятельности и нужны для его осуществления. «Любая последующая накрутка за счёт арендных платежей, то есть формирование дополнительной доходности на промежуточных этапах, в тарифное решение включаться не должно», добавил Молчанов.

Путин подписал закон об антимонопольном комплаенсе

В ходе выступления, Молчанов сообщил также, что ФАС разрабатывает новые инициативы по пресечению и предупреждению картелей. Они касаются в том числе возможностей ведомства в короткие сроки получать материалы оперативно-розыскной деятельности. Представитель ФАС также отметил, что ведомств продолжает модернизацию в части регулирования цифровой сферы, в сфере отношений с интеллектуальной собственностью. Кроме того, практика ФАС в сфере тарифного регулирования, по его словам, стала основой для законопроекта об основах государственного регулирования цен (тарифов). Законопроект должен сделать едиными принципы и подходы к составу затрат регулируемых организаций и определить ключевые правила, по которым размеры этих затрат определяются.

Ранее, 2 марта, Владимир Путин подписал закон об антимонопольном комплаенсе, который вносит поправки в ФЗ «О защите конкуренции» и предписывает компаниям создать систему соответствия внутренних нормативов антимонопольному законодательству.