Новости ФАС
13 апреля 2020, 17:44

ФАС опубликовала рекомендации о применении антимонопольных законов

ФАС опубликовала рекомендации, сформированные на основе подходов, которые предложили осенью прошлого года эксперты в области антимонопольного права. Рекомендации касаются правоприменения антимонопольного законодательства: разъясняют спорные определения, правила субсидирования и методику установления нарушений.

Федеральная антимонопольная служба подготовила и направила в территориальные органы и на базовые кафедры конкурентного права рекомендации по вопросам применения антимонопольного законодательства. Информация об этом появилась на сайте ФАС. Кроме того, ведомство планирует направить документ в Верховный суд РФ для содействия в обобщении судебной практики по рассматриваемым вопросам.

Ещё в ноябре 2019 года, научно-методический совет образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС под председательством заместителя руководителя ведомства Сергея Пузыревского на расширенном заседании обсудил актуальные проблемы правоприменительной практики. В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, судьи арбитражных судов, представители аппарата Верховного суда и руководители территориальных органов. По итогам встречи, совет одобрил основные подходы антимонопольных органов в этом направлении.

ФАС назначена разработчиком антикартельной программы

ФАС доработало их и представила рекомендации. В них поднимаются вопросы, по которым ранее у ведомства не было единого понимания. Например, документ уточняет содержание понятия «неопределённый круг потребителей», ссылаясь на определение Верховного Суда от 20 декабря 2017 по делу № А64-2941/2016. В нём указано, что термин используется в контексте множественности числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями занимающего доминирующего положение лица, которое злоупотребляет своим положением и рыночной властью.

Кроме того, рекомендации устанавливают подход к определению временного интервала анализа состояния конкуренции. Этот анализ проводится в рамках рассмотрения материалов, заявлений и дел о нарушении антимонопольного законодательства при установлении доминирующего положения. Ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 30 июля 2013 № 11662/13 по делу № А03-1338/2012, авторы рекомендаций говорят, что для установления доминирующего положения, временной интервал анализа состояния конкуренции должен включать в себя время совершения нарушения. Анализ проводится исходя из доступной информации. В числе прочего, допускается использовать результаты анализа, который провели до того, как хозяйствующий субъект совершил нарушение. 

Помимо этого, документ разъясняет, как выбрать метод определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. По мнению авторов рекомендаций, для того, чтобы определить то, является ли цена товара монопольно высокой или монопольно низкой, следует понять, есть ли в рассматриваемом деле сопоставимые конкурентные рынки, а также определить цену товара на этих рынках.

Отдельный раздел эксперты посвятили вопросам субсидирования и тому, как субсидии и преференции влияют на конкуренцию. В частности, авторы считают, что субсидирование некоммерческих организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность, может содержать признаки ограничение конкуренции. Поэтому ФАС следует проверять ведомства, которые занимаются такого рода субсидированием.

Нарушением антимонопольного законодательства может стать и субсидирование предприятий, подведомственным органам власти и местного самоуправления: ФУГП, МУП, БУ и АУ. Кроме того, ФАС может рассматривать в качестве ухода от конкурентных процедур ситуации, когда органы власти создают подведомственные организации для того, чтобы те на конкурентных товарных рынках вели деятельность, связанную с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

ФАС подытожила нарушения законодательства о рекламе за 2019 год

Ранее, ФАС подвела итоги нарушениям законодательства в сфере рекламы в 2019 году. В частности, из отчёта следует, что по всей стране ведомство возбудило 4 068 дел и пресекло 7 056 нарушений. Кроме того, антимонопольный орган возбудил 4 315 дел об административных правонарушениях, а общая сумма наложенных штрафов составила 114,5 млн руб. Больше всего нарушений ФАС зарегистрировала при распространении недостоверной рекламы - 22,4% от всех.