Новости ФАС
28 апреля 2020, 13:46

ФАС разъяснила как применять закон о конкуренции в условиях пандемии

ФАС допускает, что коронавирус может стать существенным изменением обстоятельств, из-за которого стороны смогут пересмотреть условия заключённого по результатам торгов договора. Кроме того, льготы, гарантии и передача государственного или муниципального имущества представителям малого и среднего бизнеса не будет считаться преференциями по смыслу принятого в марте распоряжения правительства.

Федеральная антимонопольная служба подготовила разъяснения по вопросам заключения дополнительных соглашений к договорам аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, которые заключаются по итогам торгов с представителями малого и среднего бизнеса. Информация об этом появилась на официальном сайте регулятора.

ФАС разъяснила, как определять монопольно высокую цену

ФАС разъяснила, как в сложившихся условиях применять ряд положений. В частности, сейчас, ст. 15 закона  «О защите конкуренции» запрещает органам власти всех уровней совершать действия, которые ограничивают конкуренцию. Нарушением такое действие будет считаться тогда, когда оно не соответствует закону и негативно влияет на конкуренцию на товарном рынке, который был затронут такими действиями. Другая норма, которая содержится в п. 8 ст. 448 ГК, предусматривает, что стороны могут изменить условия договора, который был заключён по результатам торгов. Это можно сделать, если изменение договора не повлияет на те его условия, которые имели существенное значение для определения цены на торгах. Кроме того, это должен быть тот случай, когда закон допускает заключение такого договора лишь путём проведения торгов. П. 1 ст. 451 ГК предусматривает, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. 

Объясняя как применять эти положения в условиях пандемии, ФАС указывает, что изменение обстоятельств будет признанно существенным в следующем случае: если стороны могли бы разумно предвидеть такое изменение , они бы либо вообще не заключили этот договор, либо сделали бы это на значительно отличающихся условиях. Служба уточняет, что пандемия коронавируса относится как раз к таким обстоятельствам. 

Кроме того, как пояснили в ФАС, не является нарушением антимонопольного законодательства заключение дополнительных соглашений об отсрочке внесения арендной платы к договорам аренды федерального недвижимого имущества. Это относится к тем договорам, которые заключили по результатам проведения торгов с представителями малого и среднего бизнеса. Разъясняя этот момент, регулятор сослался на  Распоряжение правительства 19 марта № 670-р «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» и на Постановление правительства от 21 августа № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества». 

ФАС разъяснила регионам как отвечать на жалобы и проводить проверки

Ещё одно разъяснение касалось ст. 4  Закона о защите конкуренции. Статья, в частности, указывает, что государственные и муниципальные преференции - это предоставление властями отдельным компаниям преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Это может происходить путем передачи государственного или муниципального имущества, или путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. При этом, в условиях пандемии, такие действия не будут рассматриваться как преференция в понимании Закона о защите конкуренции, поскольку они направлены на поддержание малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, как это предписано Распоряжением правительства  «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».