Новости ФАС
15 сентября 2020, 9:57

ФАС подготовила новую версию законопроекта для борьбы с цифровыми монополиями

Антимонопольный орган предложил, в том числе, удваивать штрафы за неисполнение его предписаний.

ФАС подготовила поправки в КоАП, согласно которым компанию, оштрафованную за нарушение антимонопольного законодательства и получившую предписание об этом, но не выполнившую его, можно будет оштрафовать ещё раз на сумму в два раза больше первого штрафа. По информации РБК, сумма нового штрафа не должна быть меньше 100 000 руб. и больше одной пятидесятой от выручки компании-нарушителя за год, который предшествовал нарушению.

Такая инициатива включена в новую версию Пятого антимонопольного пакета, который разработали для борьбы с цифровыми монополиями, владельцами крупных инфраструктурных и интернет-платформ, если они доминируют на рынке.

Первый вариант Пятого антимонопольного пакета был представлен ещё в марте 2018 года, в августе того же года появилась уточнённая версия, но она не нашла поддержки у Минэкономразвития. Нынешнюю версию пакета ФАС направила на согласование в профильные ведомства и нескольким профильным ассоциациям.

Сегодня максимальный размер штрафа за нарушения, связанные с предписаниями антимонопольного органа, составляет 500 000 руб. Но такой размер штрафа не обеспечивает исполнения предписаний, отметили авторы инициативы. К примеру, в сентябре 2015 года ФАС признала компанию Google виновной в злоупотреблении доминирующим положением: будучи владельцем операционной системы Android, она запрещала производителям мобильных устройств предустанавливать на них конкурирующие приложения. В результате антимонопольное ведомство оштрафовало американскую компанию и выдало предписание, но, чтобы заставить исполнить его, ФАС пришлось обращаться в суд.

Служба также просит дать ей право через суд разрешать использовать в РФ объекты охраны промышленной собственности (защищённые патентами изобретения, полезные модели и промышленные образцы), если владельцы прав не выполнили антимонопольные требования. Ещё один предлагаемый механизм – через суд запрещать нарушителям продавать на территории страны товары, произведённые с использованием объектов охраны промышленной собственности.

В нынешней версии Пятого антимонопольного пакета также скорректировано значение термина «сетевой эффект» - зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей. ФАС должна учитывать сетевые эффекты при анализе конкуренции на том или ином рынке, где сделки между продавцом и покупателем совершаются с помощью ПО в Сети. Ведомство предлагает ввести ограничения для владельцев такого софта, если сетевой эффект от их использования «даёт возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара», а также в ситуации, когда владелец ПО занимаете более 35% на рынке подобных услуг и его выручка от этого превышает 400 млн руб. в год.

Еще одно предлагаемое нововведение – институт экспертов. ФАС планирует учитывать их мнение при рассмотрении ходатайств и антимонопольных дел. Специалисты должны быть аттестованы правительством. Их будут назначать по просьбе заявителей либо по инициативе службы. Дача заведомо ложных сведений обернётся для экспертов ответственностью. 

Положения новой версии Пятого антимонопольного пакета вызвали критику Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», некоммерческого партнёрства «Руссофт» и Ассоциации поставщиков программных продуктов. Главы этих организаций подготовили письмо, в котором попросили отказаться от термина «сетевой эффект», положений, касающихся аттестации экспертов, и некоторых других.

По мнению авторов письма, предлагаемая необходимость аттестации экспертов в порядке, установленном правительством, ограничит их круг. «Эта инициатива может расцениваться и как попытка создания закрытого пула подконтрольных ведомству экспертов», - отметили авторы.

По словам начальника правового управления ФАС Артёма Молчанова, ведомству известны позиции перечисленных ассоциаций. Они будут приняты во внимание.