Аналитика
17 декабря 2020, 15:53

ФАС смягчила поправки о регулировании интеллектуальной деятельности

Эксперт считает новую вариацию законопроекта более лояльной, но все равно оставляющей вопросы по его применению.

Федеральная антимонопольная служба подготовила новую редакцию поправок к закону «О защите конкуренции» в части регулирования результатов интеллектуальной деятельности. С текстом документа ознакомился «Коммерсант». Предыдущую версию законопроекта, которую ФАС предложила в рамках пятого антимонопольного пакета, раскритиковали профильные ведомства.

Первоначально ФАС предлагала полностью отменить иммунитеты в отношении интеллектуальной собственности. По мнению авторов предыдущей версии поправок, они сдерживают развитие конкуренции в цифровой экономике. В новой редакции отмена иммунитетов касается только интернет-платформ и лекарственных средств.

Кроме того, в новой версии поправок сокращено регулирование цифровых рынков, которое вызвало много протестов как со стороны бизнеса, так и других ведомств. Из-под регулирования вывели договора франчайзинга – теперь оно касается только патентов и ноу-хау.

В целом эксперты называют обновленную редакцию компромиссной.

Что это значит

Руководитель антимонопольной практики RBS RBS Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Анастасия Яремчук считает сохранение иммунитета в части коммерческой концессии очевидным и логичным. Такие договоры уже априори включают ограничительные условия, которые указаны в гражданском законодательстве.

То, что отмена иммунитета ограничена онлайн-рынками, связано с масштабной цифровизацией и ростом доли предпринимательской деятельности в онлайне, считает Яремчук.

Антимонопольный иммунитет давно был камнем преткновения для контрольных органов. «Этот инструмент, чуждый для зарубежного законодательства, в России применяется по-разному», – отметила эксперт. Например, в спорах с Google и Apple антимонопольный орган отклонил ссылки на него.

При этом в странах, где таких иммунитетов нет, запреты в сфере интеллектуальной собственности тоже не такие строгие, указала Яремчук. За рубежом антимонопольные требования к ней сформированы скорее в виде рекомендаций. Это даёт контролирующим органам более гибкий инструмент, который можно применять индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией. Введение жёстких мер регулирования может сделать работу российских антимонопольных органов неэффективной, опасается Яремчук.

Некоторые из обсуждаемых предложений неясны в применении. В качестве примера Яремчук назвала запрет на установление необоснованно высоких или низких цен. По общему правилу в таких случаях применяются «затратный метод» и метод сопоставимых рынков. Но применить их к интеллектуальной собственности классическим образом не получится. Во-первых, сопоставимых рынков может не быть вообще в случае регистрации исключительных прав. Во-вторых, у продукта в онлайн-среде может не быть себестоимости в её традиционном понимании, а понесённые затраты не всегда отражают его действительную стоимость. 

Такая неоднозначность может помешать добросовестным участникам рынка разграничить правомерные и неправомерные действия, считает Яремчук.