Новости ФАС
9 апреля 2021, 20:34

Суд подтвердил штраф в 1,3 млрд рублей за дискриминационные договоры

Размер штрафа антимонопольная служба определила с помощью опроса клиентов нарушителя, который позволил примерно оценить выручку компании.

Арбитражный суд Республики Татарстан частично удовлетворил требования ПАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ), которое просило отменить решение ФАС о привлечении его к ответственности за недобросовестную конкуренцию (№ А65-18931/2020). Первоначально антимонопольная служба оштрафовала компанию на 1,5 млрд руб., но суд несколько снизил размер штрафа.

Судья Зуфар Хамитов удовлетворил иск частично. Мотивировочная часть судебного решения пока не изготовлена.

Как уточняет пресс-служба ФАС, ведомство рассчитало штраф на основе данных потребителей компании о том, сколько они заплатили НКНХ за синтетические каучуки. Дело в том, что штраф устанавливается в пропорции от выручки нарушителя. Но НКНХ такие данные не представил, несмотря на множество запросов антимонопольного органа.

Своим решением АС Татарстана исключил из этой суммы НДС. Таким образом штраф для «Нижнекамскнефтехима» составит 1,29 млрд руб.

Как считает ФАС, НКНХ навязывал партнерам невыгодные условия, пользуясь своим доминирующим положением на рынке. Компания также продавала одни и те же товары по разным ценам разным покупателям – для ООО «ТД Кама», которое мвхоит в группу Татнефть. Стоимость каучуков была дискриминационно завышена.

Что это значит

Руководитель антимонопольной практики Rights Business Standard Rights Business Standard Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании Анастасия Яремчук отметила, что непредоставление информации о выручке о запросу антимонопольного органа является отдельным нарушением Закона о защите конкуренции. Но порой для компании это все равно становится шансом уменьшит возможный размер штрафа в сравнении с тем, который ФАС назначила бы при наличии всех данных.

В большинстве подобных случаев антимонопольному органу крайне сложно рассчитать штраф, что существенно уменьшает материальные негативные последствия для лица, допустившего нарушение.

Анастасия Яремчук, руководитель антимонопольной практики Rights Business Standard Rights Business Standard Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании

Этот кейс – один из редких случаев, когда антимонопольный орган использовал запросы к потребителям для установления выручки нарушителя. В результате штраф все равно оказался внушительным, отмечает Яремчук.