Новости ФАС
24 мая 2021, 14:44

«Лукойл» получил предупреждение за эксперимент с ценой бензина

Эксперт полагает, что выполнение другого предупреждения по аналогичной ситуации ФАС может расценить как косвенное признание вины.

Волгоградское управление ФАС выдало предупреждение ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» из-за завышенной цены на топливо на АЗС компании в нескольких городах. Как сообщает пресс-служба антимонопольного ведомства, компания проводила маркетинговый эксперимент, в рамках которого повышала стоимость топлива днем и снижала ночью.

ЛУКОЙЛ снизил цены на бензин по требованию ФАС

Эксперимент проходил на отдельных АЗС региона. В дневные часы цена бензина на них на 30-60 копеек превышала общий уровень, а ночью была на 10 копеек ниже рыночного показателя. Как пояснил «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», акция призвана была более равномерно распределить поток клиентов в течение суток и повысить их лояльность.

Но антимонопольная служба сочла, что для такого изменения цены нет ни технологического, ни экономического обоснования. Ведомство обязало «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» устранить нарушение в течение 10 дней.

Ранее региональные управления ФАС выявляли аналогичные маркетинговые эксперименты дочерних предприятий «Лукойла» в других регионах. В них ведомство также усмотрело нарушения антимонопольного законодательства.

Ответственность доминирующей компании

Повышенные требования к «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукту» обусловлены статусом компании, которая занимает доминирующее положение на рынке, указывает руководитель антимонопольной практики RBS RBS Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Анастасия Яремчук. Такое положение подразумевает, что необходимо учитывать все обязательные ограничения, в том числе касающиеся установления различной цены на один и тот же товар.

При этом ограничение – это не абсолютный запрет, так как различия в цене можно обосновать технологически или экономически. Но маркетинговые цели к таким обоснованиям отнести невозможно, отметила Яремчук. На практике компании редко используют такие объяснения – чаще они ссылаются на подорожание сырья, оборудования и другие накладные расходы.

Эксперт RBS RBS Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) указала, что неисполнение предупреждения повлечет существенные последствия для «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», поэтому самым «безболезненным» исходом будет выполнение требований ФАС. То, что в Калмыкии предупреждение по аналогичному случаю было выполнено, антимонопольная служба может расценить в качестве признания нарушения и использоваться как его подтверждение, полагает Яремчук.