Новости ФАС
5 февраля 2024, 13:15

АСГМ поддержал ФАС в споре об оформлении консервов

Разбирательство касалось оформления тушеной говядины. Суд выяснял, имело ли место нарушение антимонопольного законодательства в том, что этикетка продукта Курганский мясокомбинат «Стандарт» была похожа на этикетку консервов АО «Орелпродукт».

Арбитражный суд Москвы отказал Курганскому мясокомбинату «Стандарт» в признании незаконным решения ФАС по делу об оформлении консервов (дело № А40-212063/2023). Мясокомбинат выпускал тушеную говядину «Семейный запас», оформление которой было похоже на оформление ранее введенных в оборот мясных консервов «Семейный бюджет» от АО «Орелпродукт». ФАС обратила внимание на сходство дизайна, которое заключалось в:

  • одинаковом композиционном построении этикеток;
  • белом фоне и красных графических элементах;
  • изображении коровы в центре и надписи «говядина»;
  • близких по смыслу обозначений «Семейный бюджет» и «Семейный запас».

В результате в августе 2023 года ФАС признала «Стандарт» нарушителем ФЗ «О защите конкуренции». Мясокомбинат не согласился с решением органа и отправился в суд.

Заявитель настаивал: такой дизайн этикеток для мясных консервов с тушеной говядиной — не уникален. Подобное оформление — результат независимого параллельного творчества множества производителей еще со времен СССР, задолго до того, как на этот дизайн стал претендовать «Орелпродукт» (третье лицо). По мнению истца, общая цветовая гамма и схожий вид, являющиеся традиционными для товаров определенного типа, не могут говорить о недобросовестности хозяйствующего субъекта при выпуске спорной продукции.

ФАС, в свою очередь, представила в суде, в том числе, заключение «Объединения корпоративных юристов России». Ассоциация признала факт наличия имитации (копирования) между упаковками мясокомбината и «Орелпродукта».

Изучив материалы дела, суд согласился с наличием признаков недобросовестной конкуренции. Схожий дизайн этикетки избавил мясокомбинат от затрат на продвижение своей продукции, оформление позволяло использовать репутацию «Орелпродукта» и высокую степень узнаваемости его товаров.

АСГМ обратил внимание: действия «Стандарта» способны причинить убытки третьему лицу, уменьшить его прибыль вследствие возможного оттока потребительского спроса от товара «Орелпродукта» к товару мясокомбината.

«Кроме того, третье лицо не получает ожидаемой отдачи от понесенных им затрат на развитие и продвижение своего бренда, поскольку за счет вложенных средств осуществляется также и продвижение товара конкурента, вызванное смешением в отношении товаров хозяйствующих субъектов — производителей товара», — говорится в решении суда.

В АСГМ также отметили: то, что на этикетке «Стандарта» изображена не вся корова целиком (как у «Орелпродукта»), а только ее голова, не позволяет отнести этикетку мясокомбината к самостоятельному произведению, поскольку в оформлении есть много других сходств. «Факт наличия визуального смешения в восприятии потребителя подтвержден материалами дела», — уточнили в суде.

Решение ФАС о нарушении антимонопольного законодательства не ограничивает предпринимательскую деятельность мясокомбината, является обоснованным и не нарушает интересы предприятия, заметил АСГМ и отклонил требования.