Аналитика
1 июля 2019, 18:32

Эволюция российской антикартельной практики

Эволюция российской антикартельной практики
В 2018 году Управлению по борьбе с картелями ФАС России исполнилось 10 лет. Чем запомнилось и чего удалось достичь в борьбе с «раковой опухолью экономики» за это десятилетие. Рассказываем в нашем материале.

В апреле 2018 года на заседании Госсовета Владимир Путин особо отметил, что государственные структуры и компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес: "Фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки. Как следствие, идёт процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела".

В августе 2017 года президент поручил усилить уголовную и административную ответственность за картели и организовать взаимодействие с правоохранительными органами. Это поручение было продублировано в Указе о национальном плане развития конкуренции.

Игорь Артемьев, руководитель ФАС

По словам замглавы ФАС Андрея Цариковского, новые виды антиконкурентных соглашений, заключаемых без присутствия людей, автономная деятельность роботов по координации цен и «самообучение» машин, цель которых – максимизация прибыли, стало современной реальностью. Все это требует модернизации контроля со стороны антимонопольного органа, подчеркнул он. Андрей Тенишев, который с 2013 года является начальником управления по борьбе с картелями ФАС говорит, что ведомство ежегодно выявляет более 600 антиконкурентных соглашений, две трети которых приходится именно на картельные сговоры: "Их основной массив - это картели на торгах, такая "раковая опухоль".

Основные направления деятельности Управления по борьбе с картелями

1. Противодействие картелям (иным формам сговоров и координации экономической деятельности).

  • Проведение «рейдов на рассвете»;
  • Поиск и внедрение новых способов доказывания;
  • Рассмотрение антимонопольных и административных дел;
  • Взаимодействие с правоохранительными органами;
  • Судебная защита.

2. Создание благоприятной правовой и информационной среды в сфере противодействия картелям (иным формам сговоров и координации экономической деятельности).

  • Адвокатирование конкуренции;
  • Законотворческая деятельность;
  • Методическая работа;
  • Международное сотрудничество.

Лучшие дела управления

2009 год (Спички)

Классический картель с целью фиксации цен и ограничения объемов производства. Носил международный характер. Раскрыт на основании документов, полученных в результате внезапных проверок (8 одновременных проверок в 6 субъектах РФ) с участием правоохранительных органов. 

На примере таких дел учат молодых сотрудников.


 Участвовали в сговоре десять компаний, доля которых на рынке производства спичек достигала 95 процентов. На протяжении как минимум девяти лет они ежеквартально собирались. У них был картель и по ценам, и по объемам производства, и по разделу рынка по территориальному принципу. Они подписывали соответствующие протоколы, вводили санкции в отношении тех компаний, которые не выполняют решения совещаний. 

2012 год (Минтай)

ФАС России признала 26 участников картеля нарушившими пункты 1, 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) осуществляла незаконную координацию экономической деятельности. 

Ответчики обсуждали условия добычи и реализации минтая и продукции из него, подписывали соответствующие соглашения. В результате этих действий искусственно сокращалось производство данных товаров, цена на них возрастала.

Сумма штрафов составила более 113 миллионов рублей.

2015 год (Перевозчики)

ФАС России признала крупнейших контейнерных перевозчиков (A.P.Moller-Maersk A/S, CMA CGM SA, Hyundai Merchant Marine Co., LTD, Orient Overseas Container Line Limited, Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd нарушившими запрет на согласованные действия, которые привели к установлению надбавок к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга). 

Ежегодный контейнерный оборот из азиатских портов в Большой порт Санкт-Петербург составляет около 550 тыс. груженых контейнеров. Неоднократное введение надбавок в течение года на 250-950 долларов США за контейнер даже при их частичном или временном применении оказывает негативное влияние на внешнюю торговлю Российской Федерации и на стоимость товаров для российских потребителей. 

Отечественные участники внешнеэкономической деятельности полностью зависят от качества и стоимости услуг зарубежных компаний, так как среди 16 контейнерных операторов на данном рынке нет ни одной российской компании. 

Российский Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с участием иностранных юридических лиц, и совершаемым ими действиям, если такие действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

2017 год (Apple)

ФАС России приняла решение о нарушении ООО «Эппл Рус» части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции. ООО «Эппл Рус» в период с 25.10.2013 по 04.04.2016 осуществляло координацию экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone (моделей смартфонов Apple iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s и iPhone 6s Plus).

В ходе рассмотрения дела российская дочка Apple активно сотрудничала с ФАС России. Компания приняла необходимые меры к устранению нарушений закона и провела политику предотвращения подобных нарушений в будущем: в компании был разработан подробный антимонопольный комплаенс, организовано обучение работников нормам российского антимонопольного законодательства.

Глава ФАС России Игорь Артемьев заявил, что в случае координации Apple цен на новый iPhone наказание для компании будет серьезнее.

Методическая работа 

Сборник

«От «Спичек» до «Соли»

(30 наиболее интересных и важных в методическом плане дел о картелях, других антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях)


«Картели и другие антиконкурентные соглашения» 

Комментарии судебной практики 

В 2 томах



«Борьба с картелями» Правовое и методическое обеспечение 

Выпуск 4




«Картели и иные антиконкурентные соглашения: проблемы предупреждения, пресечения и ответственности»





«Научно-практический комментарий к статье 25.1 Федерального закона

«О защите конкуренции» (в части порядка проведения внеплановых выездных проверок)»





Административная ответственность

Эволюция взаимодействия с правоохранительными органами

•Разработка механизмов взаимодействия антимонопольных и правоохранительных органов;
•Обучение сотрудников ТО;
•Направление материалов в правоохранительные органы без предварительной проработки;
•Первоначальное обучение сотрудников правоохранительных органов.•Создание рабочих групп с МВД России, СК России на уровне ЦА, а затем на уровне ТО;
•Адвокатирование борьбы с картелями в т.ч. уголовно-правовыми способами;
•Направление материалов в форме заявлений о преступлении;
•Инициативы наделения ФАС России полномочиями органа дознания;
•Декриминализация всех форм антиконкурентных соглашений, кроме картелей.
•Повышение порога дохода по ст. 178 УК РФ до 50 млн. рублей.•Дача заключений специалиста по уголовным делам;
•Создание специального отдела в Управлении;
•Введение мониторинга;
•Разработка межведомственной программы взаимодействия (поручение Президента);
•Создание экспертной группы с ГП РФ;
•Законопроекты по усилению уголовной ответственности.

Примеры эффективного взаимодействия с правоохранительными органами

Хакасия. Глава Администрации Республики Хакасия

Бывший руководитель администрации главы Республики Хакасия В.М. Бызов приговорен к 9 годам лишения свободы по ч.6 ст. 290 УК РФ за взятку в сумме более 6 млн рублей за обеспечение победы подконтрольных гр-ну Рукосуеву коммерческих организаций в торгах на поставку медицинского оборудования для перинатального центра. СУ СК России по Республике Хакасия направило в суд уголовное дело по обвинению В.М. Бызова и иных лиц в организации преступного сообщества и участия в нем, хищении бюджетных средств, получении и даче взятки.

Росграница

Мещанским районным судом Москвы вынесен приговор в виде 9 лет лишения свободы бывшему директору Росграницы Д. Безделову, который в составе преступного сообщества похитил почти 500 млн руб. в результате сговора при определении подрядчиков по разработке проектной документации, реконструкции и достройке пунктов пропуска через государственную границу «Адлер». Кроме того, заместитель руководителя Росграницы Хайтович приговорен к 8 годам лишения свободы, экс-руководитель ФГУ «Росгранстрой» С. Сазонов и его заместитель С. Козленков приговорены к 7 годам лишения свободы, директор ЗАО «Ценный совет» Е. Чайка и бывший директор ЗАО «Терминал» З. Катамадзе - к 5 годам, начальник управления обустройства объектов госграницы и администрирования пунктов пропуска Вавилов – к 4 годам лишения свободы, предприниматели Н. Афиногенов и А. Казарцев - к 2,5 и 2 годам лишения свободы.

Приморье.Экс-мэр Владивостока

Тверским районным судом Москвы вынесен приговор И. Пушкареву в виде лишения свободы сроком на 15 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима и штрафу в 500 млн руб. Пушкарев, являясь главой администрации
г. Владивостока, за взятки обеспечил победу МУП «Дороги Владивостока» на конкурсах по строительству автомобильных дорог.

Ростов.Руководитель управления Росаккредитации по ЮФО, СКФО и Крымскому ФО

Бывший руководитель управления Федеральной службы по аккредитации по Южному федеральному округу Украинский приговорен к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы по ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292, ч. 4 ст. 160, ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292 и ч. 4 ст. 160 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями и сговор на торгах.

Международное сотрудничество

С 2009 года начато международное сотрудничество с представителями ОЭСР. В 2014 году ФАС России избрали сопредседателем подгруппы

2 Рабочей группы по борьбе с картелями Международной конкурентной сети (МКС / ICN). Сопредседателями подгруппы
2 также являются конкурентные ведомства Австралии и Бразилии.

В 2019 году ФАС России избрана сопредседателем рабочей группы МКС по картелям. В настоящее время ФАС России задействована в подготовке Руководства МКС о влиянии цифровизации на выявление и расследование картелей.

В 2016 году начата разработка Конвенции по борьбе с картелями. О необходимости принятия такой Конвенции в ноябре 2017 г. главами стран-участниц СНГ подписано Заявление о консолидации усилий мирового сообщества для эффективного противостояния международным картелям. Заявление принято в качестве официального документа 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Целями и задачами Управления по борьбе с картелями на следующее десятилетие являются:
•Развитие цифровых способов выявления и доказывания картелей, автоматизация анализа цифровых доказательств;
•Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия (принятие Программы в соответствии с Поручением Президента РФ);
•Единообразие правоприменительной практики в ТО;
•Усиление работы с правоохранительными органами по картелям и иным формам сговоров (в соответствии с Поручением Президента РФ);
•Принятие Конвенции по картелям;
•Совершенствование законодательства (расширение полномочий ФАС России, в т.ч. получение материалов ОРМ, доступ к тайнам, оборотный штраф за воспрепятствование проверкам и пр.).