Крупнейший европейский нефтепереработчик – Total SA ожидает решения Верховного суда Парижа по делу о крушении танкера «Эрика» в 1999г. В результате аварии вблизи провинции Бретань, Франция, в море вылилось около 20 тыс. тонн нефтепродуктов – экологии региона был нанесен серьезный урон. Помимо Total обвинения предъявлены еще 14 компаниям и физическим лицам. Необычность ситуации заключается в том, что это первый процесс такого рода во Франции, и решение суда, безусловно, станет прецедентом в юридической практике страны.
Что также немаловажно, дело Total высветило различия в подходах к решению экологических проблем во Франции и в Евросоюзе. У Франции нет опыта ведения уголовных дел в отношении недобросовестных грузоперевозчиков. Очевидно, по этой причине речь зашла о максимально допустимом штрафе в 1 млн. евро. На такой сумме ущерба настаивает прокурор Лоран Мишель.
Тем временем в Евросоюзе к крушению танкера вблизи Бретани отнеслись куда более серьезно. Представители ЕС, воспользовавшись подвернувшимся поводом, обрушились на судоходные компании и фрахтовщиков судов и обвинили их в преступной халатности, из-за которой страдает и флора, и фауна. Это красноречивый сигнал, что забот у компаний, пользующихся услугами транспортников, может прибавиться: экологический вопрос сегодня популярен, как никогда. По сути, эту версию подтвердил Даниэль Сулез-Ларивьере, адвокат, отстаивающий интересы Total в суде. «Все следят за процессом и ждут решения, все европейские судоходные компании», — заявил, в частности, Сулез-Ларивьере.
Total зафрахтовала танкер «Эрика» для перевозки 30 тыс. тонн нефти в Италию. Добраться до места назначения кораблю помешал разразившийся шторм. Не выдержав перегрузок, 24-летнее судно попросту переломилось. Как было установлено позднее, наиболее вероятной причиной аварии стал прогнивший корпус танкера. Тем не менее, RINA SpA, итальянский инспектор состояния судов, никаких проблем с обшивкой не выявил.
В результате разлива нефтепродуктов погибли тысячи птиц, было загрязнено около 400 км прибрежной зоны. На устранение нефтяного «пятна» Total, так и не признав свою вину, потратила в общей сложности 200 млн. евро.
Справка
Крупнейшие катастрофы танкеров
- Крушение танкера Torrey Canyon, о-ва Сцилли (Англия), 1967 г.
- Гибель танкера Exxon Valdez, Аляска (США), 1989 г.
- Крушение танкера Nassia, пролив Босфор (Турция), 1994 г.
- Авария танкера Sea Empress, Милфорд Хэйвен (Англия), 1996 г.
- Крушение танкера Erika, Франция, 1999 г.
- Крушение танкера Prestige, Испания, 2002 г.