Интернет и социальные сети не только представляют компаниям-работодателям и работникам новые уникальные возможности, но и создают уникальные проблемы. Они становятся самым настоящим вызовом для юристов компаний.
Нужно ли контролировать, как долго пребывают сотрудники в интернете, стоит ли ограничивать им доступ к нему, вправе ли работодатель иметь возможность прочитывать то, что сотрудники пишут на разных сайтах (не сливают ли информацию конкурентам)? Ведь право на тайну частной жизни никто не отменял.
На все эти вопросы юристам компаний приходится искать ответы самостоятельно, так как они вряд ли найдутся в справочно-правовых базах, богатой судебной практики по подобных вопросам (в силу их новизны) не существует.
Эти новые уникальные проблемы, создаваемые социальными интернет-сетями, обсудили на 22 ежегодной конференции в Нью-Йорке юристы крупнейших американских компаний (22nd Annual General Counsel Conference).
Насколько плотно и серьезно надо контролировать использование сотрудниками социальных сетей в рабочее время
Сегодня работодателю все труднее контролировать использование социальных сетей в рабочее время своими сотрудниками. Любые ограничения и системы контроля могут повлечь обвинения в нарушении права на тайну частной жизни.
С другой стороны, работодателям необходимо быть уверенным в том, что их сотрудники не тратят впустую свое рабочее время, и не "сливают" через интернет конфиденциальную информацию о делах компании.
Юристы крупнейших американских компаний поделились своим опытом в решении этих задач. Корпоративные юристы The Coca-Cola Company и Sprint Nextel — одной из крупнейших телекоммуникационных компаний в мире — рассказали, что никак не ограничивают сотрудникам доступ в интернет и не следят, на какие сайты они заходят.
В Coca-Cola, например, лишь отслеживают самые посещаемые сайты в масштабе всей компании. Здесь полагаются на менеджеров, обязанность которых — сообщить в юридический департамент о случаях нарушения кем-то из сотрудников корпоративных правил в отношении использования интернет.
"Иначе пришлось бы нанимать армии сотрудников, которые бы следили за тем, что делает в рабочее время каждый отдельный человек в компании", — рассказала главный консультант Coca-Cola по трудовым спорам и судебным разбирательствам Элизабет Финн Джонсон (Elizabeth Finn Johnson).
Sprint также предоставляет своим сотрудникам практически полную свободу в том, что касается использования социальных сетей. Об этом рассказал юрист компании Керк Сальцман (Kirk Salzmann). Более того, у Sprint даже есть специальная система поощрения сотрудников, которые не просто так посещают социальные интернет-сети, а продвигают через них компанию. Эта система или, правильнее сказать, программа называется "Social Media Ninja".
Социальные сети могут обернуться неприятностями для работодателей
И все же социальные сети таят много подводных камней и юридических рисков, особенно когда эти сети используются для поиска новых сотрудников. Компании практически отказались от активного использования сети Facebook для отбора кандидатов. Причина — многочисленные иски от "не прошедших отбор" кандидатов, с которыми сталкиваются работодатели. Ведь компанию за отказ принять на работу можно обвинить в дискриминации по половому, возрастному, религиозному признаку или в расовой дискриминации.
"Мы практически полностью отказались от этой практики из-за подобных рисков", — заметила Джонсон.
Элис Блум (Elise Bloom), партнер компании Proskauer Rose, отметила, что если компания хочет использовать социальные сети для поиска сотрудников, ей придется создать отдельную группу людей, которые бы занимались поиском кандидатов через подобные сайты, а затем передавали бы в кадровую службу лишь ту информацию, которая соответствует требованиям к квалификации кандидатов. "Идеального решения тут не найти", — считает она.
Нужно ли считать информацию, переданную сотрудником через интернет в рабочее время, конфиденциальной?
Проблемы могут возникнуть и в том случае, если сотрудники используют интернет для передачи конфиденциальной информации, или размещают негативные отзывы на сайтах, которые поддерживает их работодатель. Если человек, который оставил негативный комментарий (например, о коллеге по работе или специалисте какого-либо отдела), компетентен выступать от имени компании, работодателя могут обвинить в распространении порочащей информации.
Сальцман рассказал, что в его практике ему часто приходилось иметь дело с подобными случаями. С другой стороны, часто ответственные лица компании, увидев негативный комментарий, хотят, чтобы его убрали.
"Однако нередко в подобной ситуации у вас просто связаны руки", — поделился юрист. "Все зависит от того, что именно там написано. Часто с этим ничего нельзя сделать", — посетовал он.
В ходе конференции юристы также обсудили вопрос защиты тайны частной жизни сотрудников. Многие работодатели считают, что сотрудники не вправе рассчитывать на конфиденциальность информации, переданной с использованием корпоративных телефонов или компьютеров.
Однако все не так просто, предупреждает Джонатан Вилан (Jonathan Wilan), партнер компании Hunton & Williams. Так, в решении по одному из дел Верховный суд США поддержал калифорнийский апелляционный суд, который разграничил случаи, когда работник может и когда не может рассчитывать на конфиденциальность, используя рабочий компьютер, мобильный телефон или другую собственность работодателя. И теперь суды склонны уделять больше внимания подобным тонким различиям, определяя пределы конфиденциальности, на которые может рассчитывать сотрудник на работе", — заключает юрист.
По материалам Law.com
Подготовила Елена Голотенко