Репортаж
17 мая 2018, 14:56

Фейк: от новости по телевизору до международного судебного спора

Фейк: от новости по телевизору до международного судебного спора
Кому выгодны фейковые новости? Как они влияют на работу судов? Есть ли способы разоблачить подделку? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на сессии «Fake News и Fake Evidence в международных спорах», которая прошла сегодня в рамках ПМЮФ.

«Фейковые новости существуют столько же, сколько и все человечество. Например, есть соответствующие свидетельства о том, что они были даже во времена Римской империи», – заявил партнер Jones Day Байджу Васани. Он рассказал, что люди сами по себе доверчивы и им нравится верить в то, что они считают правильным. «При этом действует приоритет медийного первенства: кто первым сказал, тот и прав», – дополнил Ильченко.

Этим пользуются многие недобросовестные лица и даже целые государства – они создают подделку, которую затем выдают за действительность. «Цель фейковых новостей – пропаганда или обман. Обычно речь идет о видео или фото, которые запускают в интернет, а потом на них начинают ссылаться СМИ и они становятся мейнстримом», – рассказал королевский адвокат Brick Court Chambers Майкл Свейнстон.

«Когда объявляют войну, истина и правда становятся первыми жертвами» 

- Майкл Свейнстон, королевский адвокат Brick Court Chambers

Фейковые новости неразрывно связаны шоу-цивилизацией – современной системой информационных связей в мире, которая характеризуется противоречивыми отношениями между той реальностью, которую видит зритель на экране, и эмпирической действительностью, которая его окружает. Девиз шоу-цивилизации – никакая реальность не станет действительностью, пока ее не покажут по телевидению или она не попадет в интернет.

Сфабрикованные новости часто превращаются в сфабрикованные доказательства в рамках громких судебных процессов. «И эти игры очень опасны, лучше не играть в них в суде – иначе пострадает правосудие», - считает Свейнстон. Заведующий лабораторией Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ Алексей Бушин подтвердил: «Мы в своей повседневной деятельности сталкиваемся с фальсифицированными доказательствами, для нас это не ново. Противостоять поддельным доказательствам достаточно сложно, но имея в своей базе хорошую научную основу, это реально».

Как увидеть обман? Только проверять, искать альтернативные источники. Сфабрикованные новости часто превращаются в сфабрикованные доказательства в рамках громких судебных процессов. «И эти игры очень опасны, лучше не играть в них в суде – иначе пострадает правосудие», – считает Свейнстон. По его словам, «Fake news – одна из главных угроз международному  правосудию и безопасности. Когда международные споры разбираются и возникают сообщения в прессе, направленные против одной из сторон», – это серьезная сложность для судов».

«Не стоит забывать: существуют фейки, которые не могут определить даже эксперты – они часто встречаются в искусстве»

- Байджу Васани, партнер Jones Day 

Заведующий лабораторией Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ Алексей Бушин подтвердил: «Мы в своей повседневной деятельности сталкиваемся с фальсифицированными доказательствами, для нас это не ново. Противостоять поддельным доказательствам достаточно сложно, но, имея в своей базе хорошую научную основу, это реально».

«Информация сейчас распространяется очень стремительно, но это не значит, что мы все должны принимать за чистую монету – особенно обвинения. Необходимо критически взглянуть на доказательства. Я думаю, надо руководствоваться принципом верховенства права и презумпцией невиновности, правильно распределить бремя доказывания, провести перекрестный допрос, независимо и беспристрастно оценить все доказательства. И нельзя подтасовывать факты для того, чтобы они вписывались в твою теорию», – считает партнер Schellenberg Wittmer Филиппе Бартч. «При этом не стоит забывать: существуют фейки, которые не могут определить даже эксперты – они часто встречаются в искусстве», – напомнил Васани.

«Пресса публикует интервью стороны, но нигде не выкладывает данные перекрестного допроса – хотя они обычно хорошо разъясняют ситуацию. Это ставит стороны в неравные условия. А альтернативные теории, как правило, никто не проверяет вообще», – заявил Бартч. Кроме того, Бартч рассказал, что эксперты часто отказываются выступать в суде, когда узнают, что речь идет о громком деле с фейковым доказательством.

Как суды относятся к фейковым доказательствам в громких политических процессах? «Трибуналы часто предпочитают просто закрывать глаза. Бывает даже, что лгут обе стороны, а трибунал это игнорирует. Во-первых, у судов нет соответствующих полномочий. Во-вторых, обычно они доверяют сторонам – например, в международном арбитраже есть презумпция, что все доказательства являются подлинными. В-третьих, они понимают те огромные репутационные потери, которые стоят перед государством, имеющим отношение к этому судебному процессу. Помимо этого, основная задача суда – разрешить спор, а не реагировать на фейки», – заявил Васани.