Репортаж
14 мая 2019, 14:37

Баланс между национальными и общими ценностями искали на конференции КС

Баланс между национальными и общими ценностями искали на конференции КС
В первый день на международной конференции "Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности" юристы предупредили о возможном появлении новых форм дискриминации в ближайшем будущем. Эксперты полагают, что для защиты от подобных вызовов государствам необходимо вырабатывать общие ценности. Правда, этот процесс достаточно противоречивый. И в этой связи нужно обязательно обращать внимание на региональные ценности, подчеркнули участники мероприятия.

К искусству права через мнения философов

Сегодняшнее обсуждение открыл председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Он процитировал Сократа в современной интерпретации: когда мы идем лечиться к врачу, то спрашиваем диплом, когда мы идем в оперу, то интересуемся, что за певица там будет. Но когда речь заходит о применении права, то специалистами в этой области себя считают очень многие, заметил глава КС: "Однако тут должно быть такое же владение искусством, как у врача или у певицы". 

Право – это та ценность, которая позволяет жить в мире и развиваться как разумное существо. Сейчас на первый план в условиях глобализации идет выработка общих ценностей, но этот процесс очень противоречивый. Важное значение имеют не только национальные Конституции, но и межгосударственные документы - правовые акты, которые позволят соединиться разным народам под общим зонтиком.

Валерий Зорькин

В этой связи судья вспомнил точку зрения немецкого философа Иммануила Канта, который полагал, что мерило человеческого поведения – это нравственный закон внутри нас. Зорькин развил эту идею, подчеркнув, что право как мера свободы объединяет Конституции и международные документы. Продолжая обсуждаемую тему, министр юстиции РФ Александр Коновалов добавил, что именно Конституция является основным институтом, который отличается наибольшей стабильностью и транслирует ценности в повседневную практику. 

Конституция представляет собой пограничный формат, который позволяет говорить о практических вопросах под углом зрения универсального права. Сегодня существует не только проблема нормотворчества, но и проблема соотношения концептуального и инструментального правоприменения. Когда имеешь дело с инструментом, но не знаешь как им пользоваться, то этот инструмент можно обратить в любую сторону.

Александр Коновалов

Проблемы равенства и идентичности

Выработать единые правила непросто. Хотя арабские и европейские страны имеют много общего, существуют и различия: например, отсутствие запрета на смертную казнь во многих арабских странах и разное отношение к женщинам, сказала зампред ЕСПЧ, судья от ФРГ Ангелика Нуссбергер. По ее словам, ЕСПЧ никогда не приемлет этого: "Гендерное равенство и право на жизнь - это ценности, которые столь фундаментальны, что мы воспринимаем их как часть собственной идентичности. Мы все - члены одной семьи. Мы по-разному понимаем равенство, но все хотим к нему стремиться". 

Чтобы увидеть свет, нужен черный фон. Таким фоном стала Вторая Мировая война, после которой и была принята Всеобщая декларация. Представитель Китая предложил включить в текст основы конфуцианства. В итоге ст. 1 Всеобщей декларации звучит так: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, уверена Нуссбергер.

На Всеобщую декларацию ЕСПЧ ссылается в своих решениях. Только Европа обладает столько эффективным судом. У ЕСПЧ есть около 20 000 постановлений - это все ответы на самые разнообразные вопросы, подчеркнула зампред этого суда. Несмотря на это, для членов ЕСПЧ проблема национальной идентичности до сих пор имеет ключевое значение, уверен болгарский юрист и политик Атанас Семов: "Мы являемся суверенными с точки зрения принятия решения о выходе из Евросоюза. Государства-члены - это страны, которые взаимодействуют в рамках лояльного сотрудничества, а оно имеет определенные границы. В частности, уважение национальной конституционной идентичности. Может, кто-то это воспринимает просто как декларацию, но у нее есть четкое наполнение". Когда мы говорим о национальной конституционной идентичности в рамках ЕС, мы имеем в виду различия между государствами ЕС, то есть что-то специфицеское в рамках одного государства, пояснил докладчик. 

Между государственным и личным

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, представитель РФ в Европейской комиссии за демократию через право Талия Хабриева заявила, что сейчас произошла смена цивилизационного развития, появилось новое сочетание общечеловеческого и локального. "Через призму конституционных отношений строятся отношения человека и государства. Согласно преамбуле к Конституции РФ, гражданский мир и согласие, государство и единство, почтение памяти предков - тоже национальные ценности. Практика КС дала нам свои ценности, например, о правовой определенности и стабильности отношений", - сообщила Хабриева. 

Нуссбергер призвала обращать внимание не только на международные, но и на региональные ценности: "Всеобщие ценности - всеобъемлющие категории. Региональные могут оказаться более конкретными и высвечивать новые потребности. Например, коллективное право африканцев на развитие". Зампред КС Республики Беларусь Наталия Карпович рассказала, что их КС постепенно распространяет свое действие на нормы международного права: "КС уделяет внимания порядку реализации национального законодательства, праву Евразийского экономического союза и его органов. Суверенное право Беларуси не может ограничиваться".

По мнению Хабриевой, мы находимся в ситуации, когда не все провозглашенные ценности работают. Нуссбергер и вовсе считает, что надо готовиться к новым дискриминациям, которые могут возникнуть в будущем. Есть и еще одна проблема, которая становится все более явной от США до России, - проблема популизма. Судья Верховного суда Индии Шарад Бобде видит в этом угрозу либеральным конституционным ценностям. По его словам, иногда такой подход угрожает даже независимому суду: «Популисты считают судебный контроль незаконным ограничением мнения большинства». Вместе с тем, основополагающие права нельзя забирать у граждан даже на основании общественного мнения и популизма, обратил внимание судья. Он полагает, что популисты порой используют демократическую власть, чтобы убрать систему сдержек и противовесов, а также подотчетность государственных институтов.

Зорькин уверен, что они с коллегами из разных стран в рамках этого ПМЮФ тоже внесут определенный вклад в развитие правовой доктрины и практики. Самонадеянно говорить, что все проблемы после этого решатся, но ориентиры того, куда двигаться дальше, будут заданы, резюмировал докладчик.