Новости ПМЮФ
16 мая 2019, 18:22

Павел Крашенинников презентовал на ПМЮФ книгу о частном праве

Новый труд "Кодификация российского частного права 2019" вышел под редакцией премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. В издании собраны статьи известных ученых и специалистов, которые принимали непосредственное участие в кодификационной работе. Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству рассказал, чем это издание отличается от подобного труда десятилетней давности.

В книге раскрывается значение кодификации законодательства, образующего систему частного права. В издании речь идет и о масштабных изменениях в ГК, которые приняли за последние 7 лет, затрагиваются проблемы совершенствования кодифицированных актов и принятых на их основе нормативных документов. Авторы включили в свой труд и некоторые вопросы судопроизводства, которые имеют прямое отношение к кодификации процессуального законодательства.

В этом году мы отмечаем 25-летие ГК, вспомнил в самом начале презентации глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. Сейчас же основная работа цивилистов строится вокруг анализа гражданско-правовых институтов, пояснил докладчик: про то, как они работают.

Эту книгу мы посвятили человеку, который был советником трех президентов РФ – экс-главе ВАС Вениамину Яковлеву.

Павел Крашенинников

Подобная книга уже выходила 10 лет назад, новое же издание дополнено и переработано с учетом изменений отечественного гражданского законодательства за прошедшие годы. Один из соавторов труда, и.о. руководителя ИЦЧП Лидия Михеева написала в презентуемом издании два раздела – про институт нематериальных благ и развитие семейного законодательства. По ее словам, "Кодификацию российского частного права 2019" важно почитать тем, кто видел прошлое издание 2008 года. Людмила Новоселова, глава Суд по интеллектуальным правам отметила, что по обсуждаемому труду удобно отследить, как трансформировался институт ценных бумаг в России. Этот процесс демонстрирует общие свойства российского законодательства – волнообразное развитие, а не поступательное, констатировала юрист.

Резюмируя обсуждение новой книги, Бронислав Гонгало, завкафедрой гражданского права УрГЮУ подчеркнул, что самая главная отрасль – это гражданское право, а все остальное призвано защитить это направление и обеспечить его работу.

Мы публикуем первую часть статьи Крашенинникова из этого научного труда: 

"1. Законотворчество, как и всякую деятельность, можно рассматривать как с точки зрения продукта, так и с точки зрения результата. В нашем случае под продуктом понимается конкретный закон, вступивший в силу, под результатом – полученные в процессе работы над законопроектом новое видение проблемы, новые подходы к решению задач, новые понятия и определения и т.д., словом, новый инструментарий. При этом законопроект не всегда становится законом.

При рассмотрении развития законодательства с точки зрения продукта оно приобретает дискретный, прерывистый характер – от принятия одного закона до смены его другим. При рассмотрении с точки зрения результата развитие законодательства представляет собой непрерывный процесс.

Кодификацию законодательства мы будем рассматривать как непрерывный процесс, который в нашей стране можно разделить на основные этапы. В отличие от инкорпорации, заключающейся в систематизации законодательства без его изменения по существу, кодификация включает в себя не только систематизацию, но и переработку действующего законодательного материала с выстраиванием его в новый акт, как правило, кодекс. Образно говоря, если инкорпорация – это приведение в порядок жилого дома, то кодификация – это снос старого и постройка нового дома, но с частичным использованием полученных от сноса материалов.

 

Все вышеизложенное, безусловно, относится к кодификации гражданского законодательства. Однако, прежде чем переходить к этапам кодификации нашего гражданского права, полагаем необходимым привести слова одного из авторов первого Гражданского кодекса на земном шаре ‒ Кодекса Наполеона Жана-Этьена Порталиса. На вопрос о том, что такое гражданский кодекс, он ответил: «Это свод законов, предназначенный направлять и закреплять социальные, семейные и деловые отношения, которые существуют между людьми, принадлежащими к одной и той же государственно-политической общности (выделено нами. – П.К.)». Можно добавить, что в Древнем Риме квиритское (римское) право распространялось только на граждан Рима (квиритов). Отсюда и название – гражданское (цивильное) право.

2. Скромно отпраздновав тысячелетие Русской Правды (1016 г.), мы должны помнить, что в этом первом систематизированном отечественном законе были нормы и гражданского права (договорное, наследственное и др.). Впоследствии на территории нынешней России были созданы грамоты, судебники, однако сравнить по значению с Русской Правдой можно только Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), которое содержало 967 статей, значительная часть которых была посвящена гражданскому праву. Фактически Уложение, охватывавшее государственное, уголовное, гражданское и процессуальное право, можно назвать кратким сводом законов, хотя до появления Свода законов должно было пройти еще почти 200 лет. Нельзя не сказать и о том, что между Уложением и Сводом попытки систематизации и кодификации гражданского права не прекращались.

Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета периодически возвращались к проблеме упорядочения законодательства в стране, но поскольку вопрос был «туманный», неинтересный и требовал много времени, а его, как известно, всегда не хватает, дело откладывалось «на потом». Видимость большей заинтересованности (и то скорее для Европы, чем для своей страны) демонстрировала Екатерина II. Интересуясь всем, что происходило во Франции, Германии, Италии, ведя известную переписку с властителями дум «прогрессивного европейского человечества», Екатерина Великая приняла ряд мер для приведения в порядок отечественного законодательства. 14 декабря 1766 г. она создала Комиссию о сочинении проекта нового Уложения. Используя сочинения зарубежных философов, в частности произведение Ш. Монтескьё «О духе законов», Екатерина подготовила «Наказ» для работы над Уложением. «Наказ», или «Большой наказ» (поскольку были и другие), касался практически всех отраслей законодательства ‒ от государственного управления до наследования и содержал 22 главы, которые объединяли 655 статей.

Все эти попытки не давали результата в виде упорядоченности отношений в сфере торговли, собственности, защиты прав подданных, однако не давали и погибнуть «зачаткам» права, «посеянным» авторами Русской Правды и Соборного Уложения. Иначе говоря, государство медленно, но верно шло к систематизации и даже кодификации гражданского законодательства".