Новости ПМЮФ
15 мая 2019, 16:42

«Судейский проект» Гаагской конференции по международному частному праву

Основные аспекты «Судейского проекта» Гаагской конференции по международному частному праву обсудили эксперты на IX Петербургском Международном Юридическом Форуме.

В дискуссии приняли участие профессор юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации Антон Асосков, заместитель директора Департамента международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации Екатерина Куделич, профессор международного частного и транснационального права в Университете Маастрихта, профессор в Университете Антверпена Марта Пертегас Сендер. Модератором дискуссии выступил Генеральный секретарь Гаагской конференции по международному частному праву Кристоф Бернаскони.
 
Открывая дискуссию, генеральный секретарь Гаагской конференции по международному частному праву Кристоф Бернаскони отметил, что «Судейский проект» Гаагской конференции является одной из горячих тем в области международного частного права. Работа конференции влияет как на жизни людей, так и на организацию бизнеса коммерческими операторами организуют свой бизнес и международные судебные разбирательства. Он подчеркнул, что на данном этапе «Судейский проект» стал флагманским проектом конференции, и международное юридическое правовое сообщество очень живо интересуется тем, что происходит в этой области.

Бернаскони привел несколько основных целей «Судейского проекта». Одна из них – обеспечение признания и введения в силу решений во всех странах-подписантах конвенции. «Практическая эффективность этих решений по гражданским и коммерческим делам будет давать сторонам не просто красивую бумажку, которую можно заключить в рамочку и повесить на стену, но и практический реальный результат – решение, которое будет признано и введено в силу в тех странах, которые подписали конвенцию», – пояснил Генеральный секретарь Гаагской конференции по международному частному праву.

Другой целью Бернаскони назвал обеспечение коммерческих сторон договора, адвокатов и иных участников правовыми рамками, которые позволят взаимодействовать с большей правовой уверенностью, сократив издержки процесса, риски и время. По словам спикера, конвенция также позволит избежать удвоения процедур, то есть не повторять рассмотрение дела в нескольких странах, и даст сторонам возможность более информировано подойти к выбору юрисдикции. Бернаскони заявил: 

 «Мы хотим определить все возможные дела, где было бы разумно рассматривать основы юрисдикции как основы для введения в силу решений в другом государстве. Мы не пытаемся составить список чего-то очевидного – мы хотим выйти за рамки очевидного и дать сторонам выбор»

Заместитель директора Департамента международного права и сотрудничества Минюста Екатерина Куделич согласилась с модератором, признавая большое значение проекта Гаагской конвенции для развития международного частного права. «На мой взгляд, значение этой конвенции поистине революционно. Равной по значению конвенции для международного гражданского процесса еще не было», – поделилась специалист. Она выразила надежду, что конвенция станет действующим и очень эффективным механизмом в глобальном пространстве современного мира, учитывающим потребности в защите интересов как бизнес-сообщества, так и частных лиц.
 
По мнению Куделич, важным аспектом проекта нынешней Гаагской конвенции является формулирование оснований для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений. Среди таких оснований  заместитель директора Департамента международного права и сотрудничества Министерства юстиции выделила требование о надлежащем извещении ответчика, получение судебного решения в результате мошеннических действий, несоответствие судебной процедуры пророгационному соглашению сторон.
 
Профессор юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Антон Асосков рассказал о специфике применения «Судейского проекта» в российской судебной практике. «Сегодня в российских судах по коммерческим делам мы видим устойчивую практику, согласно которой можно исполнять иностранные судебные решения, даже если отсутствует договор о взаимном исполнении с этой страной», – сказал он.
 
Асосков отметил, что российские суды считают возможным использовать такой расширительный подход, исходя их принципов международной вежливости и взаимности, а также ссылок на международные договоры, которые гарантируют доступ к правосудию для иностранных лиц. При этом эксперт отметил, что существует как положительная, так и отрицательная практика такого правоприменения с обеих сторон. «Гаагская конвенция, которую мы сегодня обсуждаем, безусловно, может очень серьезно изменить эту ситуацию, и она очень важна для России и других аналогичных юрисдикций многих стран СНГ, которые в своем национальном законодательстве придерживаются ограничительных подходов», – подчеркнул Асосков.

В заключение Бернаскони выразил надежду, что финальные обсуждения «Судейского проекта», которые состоятся в июле этого года, приведут к успешному принятию и дальнейшему применению конвенции.