Новости ПМЮФ
15 мая 2019, 17:02

Стратегия развития деятельности музеев в России до 2030 – юридическая утопия или реальность?

В чем задача современных музеев и для кого реально создана Стратегия их развития? Как должно развиваться новое законодательство в сфере культуры? И какие проблемы сегодня возникают у музейщиков, финансистов, юристов? На эти и многие другие вопросы искали сегодня ответы участники IX Петербургского Международного Юридического Форума.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский высказал мнение, что для успешной работы учреждений культуры должен существовать базовый документ, определяющий структуру и основные приоритеты. «В Италии мы меняем стратегию очень часто – с каждым новым правительством. Музеи должны адаптироваться. Законы, конечно, должны меняться, но не сама база. Должны быть различия между стратегией базовой и изменениями в текущей ситуации. Сейчас в Италии это невозможно. Получается, что сегодня важно наследие, завтра – сельское хозяйство, и так далее. Фокус меняется постоянно, и в результате нет возможности высказаться», – рассказал эксперт, подчеркнув, что проводниками в базовых вопросах должны выступать члены профессионального сообщества. В противном случае, уверен он, может возникнуть опасность смыслового искажения и манипуляции информацией.

Российские специалисты согласились, что в работе над Стратегией должны, в первую очередь, принимать участие эксперты в области культуры. Кроме того, в ее создании все заинтересованные структуры должны работать сообща – это касается как учреждений культуры, так и государства.

«Если у нас действительно будет такая Стратегия, которая бы объединила нашу деятельность – как музеев, так и государства – мы могли бы действовать по единому плану. Я – от лица департамента Министерства культуры – разработку Стратегии приветствую. У нас, конечно, есть и вопросы, и темы для обсуждения проекта, что был представлен музеями. Многое, что было заложено, будет находить отклик (и, наверное, уже находит) в концепции нового Федерального Закона о культуре. Например, что такое новая организационно-правовая форма, уход от понятия деятельности организаций культуры как услуга, и так далее», –  отметила директор нормативно-правового департамента Министерства культуры Наталья Ромашова.

Позицию частных музеев в отношении Стратегии озвучила директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. По ее словам, голос негосударственных музеев слышат не так часто, как им бы того хотелось. Тем не менее, специалист отметила, что Стратегия стала ближе к реальным проблемам, чем, например, прошлая Концепция развития музеев. Но ряд вопросов все равно сохраняется.

«Мне видится, что основная проблема Стратегии – эти пути реализации ожиданий изменений. Тезисы требуют финансовых вливаний. Принципиально важно на начальной стадии обдумать и обсудить пути привлечения бизнеса», – сказала она, обозначив также среди проблем точность формулировок. По мнению Петровой, нужно крайне осторожно подойти к подбору слов в определениях, так как они могут быть трактованы буквально и создать лишние трудности в работе музеев.

С важностью прийти к взаимопониманию в терминологическом поле согласились начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева и глава музея Пиотровский. «Богатство русского языка» и несогласованность определений таким образом стали важным аспектом дискуссии. Кроме того, особое внимание уделили кадровому потенциалу и престижу профессии.

«Мне кажется, на путях реализации Стратегии важны те люди, что будут ее реализовывать. Те, что могут донести свое мнение, сформулировать его», –  сказала Цыгулева. Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая в свою очередь добавила, что трудно искать по-настоящему квалифицированные кадры. И дело тут даже не в их отсутствии, а в знаниях специфики (например, петербургской) музейной деятельности и разрыве уровня заработной платы в бизнесе и учреждениях культуры.

Отдельное развитие получила тема миссии современных музеев. Так, Цыгулева выразила уверенность, что основная функция здесь –  не публикация предметов и экспонатов, а сохранение культурного наследия. Коллегу поддержал Пиотровский. Он отметил, что задача музеев сейчас  –  сохранение фондов музейной коллекции.

Подводя итоги, директор Эрмитажа подчеркнул, что разговор на сессии получился правильный и в будущем будет перенесен на бумагу. Он заключил, что главное – принятие Стратегии. Ее детали будут меняться каждый год, так как это «живой» документ, созданный не одним человеком, а целым заинтересованным сообществом.