Новости ПМЮФ
15 мая 2019, 19:13

Перспективы кодификации потребительского законодательства: российский и международный опыт

Развитие информационных технологий, цифровизация и активные изменения в экономике приводят государство к необходимости пересмотреть базовые и специальные нормы, обеспечивающие права потребителей. Совершенствование потребительского законодательства обсудили в ходе сессии «Перспективы кодификации потребительского законодательства: российский и международный опыт» на IX Петербургском Международном Юридическом Форуме.

Модератором сессии выступила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова. В дискуссии приняли участие первый заместитель генерального директора Центра исследования бюджетных отношений (ЦИБО) Марина Клишина, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Ширвиндт и начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Олег Прусаков.

«Если в 90-е годы количество жалоб потребителей в год достигало порядка двух с небольшим тысяч, то сейчас мы принимаем больше миллиона обращений каждый год. Большое количество судебных дел, в которых участвует и которые инициирует Роспотребнадзор, заставило нас обратить внимание на эту тему», – пояснила Анна Попова. Она отметила, что часть тематических законопроектов в рамках кодификации тематического законодательства уже рассматриваются в Государственной Думе РФ, в том числе нормы, направленные на введение в ГПК РФ института групповых исков и о повышении максимальной суммы иска в мировых судах. «В России был сформирован в 1992 году первый законодательный акт о защите прав потребителей, жизнь с тех пор очень сильно изменилась. Только этот закон включает около 200 поправок, при этом он соответствует времени и все еще остается передовым. Вместе с тем, жизнь меняется, и есть еще порядка 10 законов, которые нам предстоит разработать», – рассказала Анна Попова. В данный момент, по ее словам, требуется принять меры по разрешению накопившихся коллизий отраслевого регулирования, в том числе связанных с цифровизацией экономики и изменением модели производства и потребления. «Хотелось бы, чтобы мы регулировали не запреты, а стимулировали лучшие практики на рынке», – подчеркнула глава Роспотребнадзора.

Доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. ЛомоносоваАндрей Ширвиндт отметил, что потребительская сфера больше других нуждается в законодательном регулировании. При этом в ее модернизации следует, в том числе, опираться на существующую судебную практику. «Это общеизвестная мировая тенденция – законодатель и суд активно взаимодействуют в развитии сферы [прав потребителей]. Если законодатель бездействует, то суды берут инициативу в свои руки, и это происходит везде. Знаменитый пример в России – закон «О потребительском кредите». Его принятие разошлось на несколько лет, а судам надо было рассматривать споры, суды ими наводнялись. В какой-то момент у Высшего арбитражного суда сдали нервы, и они приняли существенные меры в этой сфере. Только тогда законодатель начал торопиться – и мы получили хороший закон. Это важный аспект – смотреть вниз, что делают суды, где они чувствуют проблемы», – отметил Андрей Ширвиндт. Он подчеркнул, что судебные решения при такой системе могут приводить к серьезным последствиям для экономики и социальной сферы, как, например, произошло в Германии: после признания федеральным судом несправедливой комиссии одного из банков экономический ущерб сектора оценивался в несколько десятков миллиардов евро. «Такие серьезные решения стоит принимать в центре, а не искать их в районных судах разных субъектов РФ», – подчеркнул эксперт.

Первый заместитель генерального директора Центра исследования бюджетных отношений (ЦИБО) Марина Клишина подчеркнула важность анализа международного опыта и работы команды экспертов из разных стран для разработки Концепции по кодификации законодательства о защите прав потребителей. «На выходе получилась хорошая база для доработки последующих шагов в российском законодательстве», – подчеркнула Марина Клишина. В процессе анализа специалисты ориентировались на опыт Франции, Бразилии, Бельгии – в каждой стране есть уникальные примеры законодательного регулирования защиты прав потребителей, которые при этом помогут в формировании российских норм. При этом реакция на изменения, по словам специалиста, ожидаема. «Все стали опасаться, не будет ли такого, что наши усилия воспримут в штыки. Любое изменение понятных правил у кого-то вызывает недовольство, в других странах такое было. В бизнес-структурах находились и те, кому новые нормы нравятся. В результате можно найти и плюсы, и минусы в том нормативном блоке работ, который нас ожидает. Мы сейчас находимся в той ситуации, когда работа только начинается. Нам везет, потому что исходная база есть – анализ российской практики, примеры судебных актов и позиция Верховного суда», – сказала Марина Клишина.

В свою очередь начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Олег Прусаков рассказал о текущих инициативах ведомства и новых подходах, которых требуют существующие правовые нормы. Так, одна из инициатив касается защиты персональных прав потребителей. «Кто владеет информацией – владеет миром. Персональные данные – это важный элемент отношений с гражданами. Надо эту ситуацию отслеживать, мы пытаемся ее администрировать и проводить регулирование. Одна из наших инициатив касается мер административной ответственности, когда предоставление услуг зависит от предоставления персональных данных, в которых на самом деле нет необходимости», – рассказал Олег Прусаков.

Пресс-центр ПМЮФ