Новости ПМЮФ
19 мая 2021, 14:22

На ПМЮФ обсудили, почему правовые нормы нужно писать понятным языком

Последнее исследование Высшей школы экономики показало, что в России законы в десять раз сложнее для понимания, чем литературные и философские труды. Почему так быть не должно и зачем переводить с юридического на «человеческий», обсудили эксперты ПМЮФ на сессии «Юзабилити. Новый интерфейс права».

В последние годы юридические документы стали чрезмерно сложными, считает управляющий партнер юридической фирмы LEG-IT Анна Костыра. Даже юристы не всегда с первого раза могут понять, что же написано в той или иной норме.

«Это создает огромную правовую неопределенность и вообще никаким образом не способствует стабильности гражданского оборота. Норма права должна быть понятна – причем не только по содержанию, но и по форме. То есть не просто понятно сформулирована, но еще и понятно донесена до пользователя. Значение имеет и содержание, и формат», – подчеркивает эксперт.

Потребность в доступных и понятных юридических документах на своем опыте испытал Юрий Строфилов – владелец сервиса онлайн-тренировок S10.run. По словам бизнесмена, когда компания выросла в шесть раз, потребовалось разработать соглашение о конфиденциальности, договор оферты и другие бумаги.

«Дальше встал вопрос: просто пойти на какой-то сайт, выдернуть оттуда непонятный кирпич текста с соглашением о конфиденциальности и надеяться, что у меня все хорошо? Но ведь если я выложу себе на сайт юридический текст, который непонятен даже мне, остальные перестанут мне верить. А весь наш бизнес построен на доверии! И вдруг я под доверие подкладываю кирпич текста, который я не понимаю, мои студенты не понимают, тренеры не понимают – никто не понимает. И вот тут мы начали колдовать», – рассказал основатель S10.run.

Разработка документов, как отмечает Строфилов, заняла два месяца и была непростой: с одной стороны, хотелось сделать все максимально понятным для простых людей, а с другой – требовалось не отходить от нюансов закона. Но в результате компании удалось достичь желаемого результата. А для пользователей дополнительно записали короткие видеоинструкции, из которых можно было узнать о юридических тонкостях пользования платформой.

По мнению руководителя юридического департамента и cлужбы комплаенс INDITEX Russia Артема Подшибякина, представление юридической информации в формате видео – эффективное решение, потому что нормы права совсем не обязательно демонстрировать клиентам в виде текста.

«Текст давно стал не единственным видом коммуникации с партнерами или аудиторией. Те же сторис в Instagram – это про смешанный образ, а не обязательный текст, который надо читать. Видео – это классно, удобно и доходчиво», – поясняет эксперт.

Он добавляет, что еще один возможный формат для юристов – чат-боты. Такой сервис Артем Подшибякин с коллегами запустил для сотрудников розничной сети из 500 магазинов.

«Мы сделали чат-бот именно в плане правового самообслуживания по вопросам защиты прав потребителей. Это подсказки, ответы на самые актуальные вопросы. Они нужны нашим сотрудникам, чтобы качественно и быстро ответить на вопросы потребителей. И там ответы сформулированы не так: «на основании параграфа такого-то»... Нет, там короткие удобные ответы: «Если ситуация такая, надо сделать так-то потому и потому», – привел пример эксперт.

Работа с разными форматами, как полагает управляющий партнер юридической фирмы LEG-IT Анна Костыра, имеет сразу два преимущества. Во-первых, это помогает расширить охват, а во-вторых – соблюсти конституционную норму о равенстве всех перед законом.

«Кто получает равенство? Люди, которые не умеют читать, которые болеют дислексией и которым сложно воспринимать текст. Или, например, люди, которые не очень хорошо владеют письменным русским языком. У нас же многонациональное государство, и мы не можем требовать от всех равного уровня владения языком, образования», – обратила внимание специалист.

Государству также нужно работать над повышением понятности права, считает руководитель проектного направления «Цифровое право» Центра перспективных управленческих решений Ольга Шепелева. По ее мнению, отличный способ улучшить юридические нормы – привлекать граждан и бизнес к их созданию.

«Доверие формируется тогда, когда люди участвуют в формировании договоренностей, установлении правил. Существуют исследования, которые в том числе показывают, что привлечение людей и бизнеса к процессу формулирования правил, связанных с налогообложением, приводит к тому, что люди и бизнес охотнее платят налоги. То есть это важно не только для общества, но и для государства, если оно хочет, чтобы законы лучше исполнялись», – заключила Ольга Шепелева. 

Если же юристы не перестроятся и продолжат создавать непонятные правовые нормы, то право в России ждет грустный финал, отметила управляющий партнёр юридической фирмы LEG-IT Анны Костыра.

«Нас ждет невозможность внедрения машиночитаемого права. Это значит, что не будет быстрого онлайн-правосудия. Невозможной будет и роботизация. А если юридическая профессия останется без технологий, мы будем на обочине цивилизации. И, естественно, остается вопрос этики: мы должны понимать, что работаем для людей. Человекоориентированное право – право сегодняшнего дня. И юзабилити, учет пользовательского опыта – это не то, что хорошо было бы сегодня иметь, а то, что обязательно должно быть», – резюмировала эксперт.

Петербургский Международный Юридический Форум 9 ¾ проходит с 18 по 22 мая. Полная программа и трансляция мероприятий Форума доступны на официальном сайте ПМЮФ. Форум проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Генеральный партнер ПМЮФ – «Газпромбанк» (Акционерное общество).