Репортаж
15 мая 2018, 14:38

"Сохранить правовую Европу": в КС обсудили эпоху глобальных перемен

"Сохранить правовую Европу": в КС обсудили эпоху глобальных перемен
Чего удалось достичь России за 20 лет после присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод? Какие способы ищут государства для реализации решений международных судов? И когда Конституционный суд РФ готов возражать позициям ЕСПЧ? Об этом говорили на международной конференции "Конституция в эпоху глобальных перемен и задачи конституционного контроля".

Актуальность главной темы дискуссии сразу подчеркнул генеральный директор Директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос: «Вся Европа сталкивается сейчас с большим количеством новых вызовов и глобальными изменениями». Среди таких он отметил: искусственный интеллект, защита данных и террористические угрозы. И на подобные вызовы не так просто отвечать отдельным государствам, уверен докладчик: «Надо соединить усилия всех наших 47 стран-членов Совета Европы, чтобы находить решения для общих проблем». В этой связи очень важно взаимодействие Конституционного суда и международных судов. Об этом и говорил Якумопулос: «Мы выступаем за конструктивный диалог между судами, который должен послужить якорем нужных нам в нынешние времена глобальных изменений». 

Все инновации ценны не сами по себе, а как инструментарий для достижения лучшего будущего. В этой связи Конституционный суд РФ – яркое сочетание разумного консерватизма и оправданных инноваций.

- Александр Коновалов, министр юстиции РФ

Конструктивный подход Конституционного суда

С Якумопулосом согласился секретарь Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Совета Европы Томас Маркерт. По его словам, международные суды часто рассматриваются как ограничивающие национальные. Однако все противоречия между конституциями европейских стран и международным законодательством должны разрешаться путем диалога, подчеркнул он. Маркерт объяснил: если конфликты и возникают, то из-за разной интерпретации тех или иных правовых норм в разных странах. В такой ситуации государствам приходится искать способы для реализации решений международного суда. Ярким примером такой работы со стороны России докладчик привел «дело Анчугова»: «В этом споре Конституционный суд предложил конструктивный подход». 

В 2013 году ЕСПЧ в деле «Анчугов, Гладков против России» обязал российские власти изменить Конституцию и дать заключенным избирательное право. Конституционный суд счел невозможным исполнить требование Страсбургского суда о предоставлении права голоса всем заключенным – это противоречит главному закону РФ. Однако КС пояснил, что законодатель может частично решить существующую проблему: перевести отдельные режимы лишения свободы в альтернативные виды наказаний, при которых участие в выборах возможно (см. "КС посчитал соразмерным ограничение избирательных прав заключенных"). Таким образом, Конституционные суды должны уважать решения ЕСПЧ, пояснил Маркерт. Но это не означает, что международные суды всегда могут говорить национальным, что делать, добавил он. В продолжение этого тезиса председатель Конституционного суда Венгрии Тамаш Шуйок подчеркнул, что принцип независимого и суверенного государства является источником общественной власти: «И членство страны в ЕС не должно ставить под угрозу эти ценности». Более того, еще Никколо Макиавелли несколько веков назад высказывался о приоритете национальных интересов, добавил глава Конституционного суда Монголии Дорж Одбаяр.

Эксперты также затронули вопрос конституционного контроля. "Конституционный контроль имеет всеобщее измерение", - заявил Якумопулос. "Конституционные идеалы объединяют людей и не зависят от национальности", - уверен первый заместитель председателя Верховного суда Петр Серков. "После распада СССР произошел расцвет конституционной юстиции. Конституционный контроль никогда не был так актуален, как сегодня. При этом конституционный контроль имеет смысл, только если мы идем в направлении правового государства. Мы должны следовать примеру Евросоюза, в котором происходит интеграция права", - отметил Маркерт. 

20 лет с Конвенцией

Особенно подробно участники дискуссии говорили о 20-летнем юбилее присоединения России к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Год от года система защиты прав человека в России серьезно оптимизируется, подчеркнул Александр Коновалов, министр юстиции РФ. И в этом большая заслуга Конституционного суда, заметил он. Сам председатель КС, Валерий Зорькин, обратил внимание на проблему поиска Конституционным судом баланса интересов между правами большинства и правами меньшинства: «КС часто с этим сталкивается, и наша задача – найти баланс, не нарушив Конституцию». Более того, Россия в Совете Европы – тоже ведь меньшинство среди большинства, сказал Зорькин. 

За 20 лет участия РФ в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод создано гораздо больше именно конструктивных решений, а также достижений России по имплементации положений этого документа.

- генеральный директор Директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос

Он подчеркнул, что КС имеет полномочия применить или не применить решение Страсбургского суда: «Но последняя ситуация возможна в экзотических случаях, особенно по сравнению с сотнями решений, которые КС принял со ссылкой на позиции ЕСПЧ». Мы опираемся на опыт Европейского суда по правам человека, но очевидно, что унисона в этой деятельности не может быть, говорил докладчик. Он признал, что в некоторых случаях КС может возразить Страсбургскому суду, но добавил: «Пока есть Европейская конвенция по правам человека, мы будем ее отстаивать».

Вместе с тем, есть проблема, которая возникла для РФ в последние годы. Она связана с тем, что Страсбургский суд все чаще прибегает к такому же толкованию Европейской конвенции по правам человека, как и КС - к толкованию Конституции. Поэтому между этими актами возникают противоречия. "Решить их можно с помощью диалога. Мне хочется, чтобы правовая Европа сохранилась. И этот шанс нельзя упустить", - резюмировал Зорькин.