Репортаж
16 мая 2018, 20:44

Россия и ЕСПЧ: 20 лет вместе

Россия и ЕСПЧ: 20 лет вместе
30 марта 1998 года Россия ратифицировала Конвенцию о Защите Прав Человека и Основных свобод и тем самым приняла юрисдикцию Европейского суда по правам человека. По случаю юбилея сотрудничества в рамках Петербургского Международного Юридического Форума состоялась дискуссия "Европейская конвенция по правам человека и российское право: 20 лет вместе", в которой приняли участие эксперты из России и Европы.

"Мы многого достигли за прошедшие 20 лет", – заявила Ангелика Нуссбергер, зампред ЕСПЧ. По ее словам, за прошедшие 20 лет Конвенция оказала значительное влияние на российское право. Христос Якумопулос, Генеральный директор по правам человека и верховенству права Совета Европы, считает, что Конвенция вместе с Конституцией сформировали правовую систему России. "В России есть современный и эффективный правовой корпус. Он является европейским по существу. Это важно для Совета Европы – потому что все это расширило европейское правовое пространство", – отметил он. "Конвенция органично вписалась в российскую правовую систему и сосуществует с Конституцией", – согласился с европейскими коллегами Сергей Маврин, зампред Конституционного суда. А решения ЕСПЧ, по его мнению, направлены на защиту прав и свобод россиян. 

"Нет ничего более важного, чем судьбы конкретных людей и попираемого человеческого достоинства", – подчеркнула Мара Полякова, член президиума Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. По ее словам, для защиты прав граждан должны быть задействованы все доступные механизмы, и в этой связи ЕСПЧ вносит "неоценимый вклад".

Проблемы в отношениях

"Сохранить правовую Европу": в КС обсудили эпоху глобальных перемен

Вместе с тем участники сессии не могли не затронуть и ряд проблем, которые существуют во взаимоотношениях России и ЕСПЧ. Так, Нуссбергер напомнила о "деле ЮКОСа", по которому Страсбургский суд присудил бывшим акционерам нефтяной компании компенсацию – €1,86 млрд . Однако Конституционный суд России в январе 2017 года фактически разрешил российским властям не выплачивать ее. Ринат Аляутдинов, директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИДа России, говоря об этом деле, упрекнул европейский суд в "изобретательном толковании конвенции", которое идет вразрез с нормами международного права. 

"Россия выполняет свои обязательства по конвенции почти всегда. Но – с некоторыми исключениями", – сказала Нуссбергер. "В подавляющем числе случаев соприкосновения нашей правовой системы и решений ЕСПЧ проблем не возникает, – согласился с ней Маврин, но добавил, что иногда, при расхождении позиций российских и европейских судей, возникает "правовой тупик". 

И.о. министра юстиции Александр Коновалов заверил, что практика, когда Россия не станет исполнять решение европейского суда, будет носить "исключительный, крайне неширокий" характер. Он, однако, согласился с тем, что существует целый ряд сложностей в связи с членством России в юрисдикции ЕСПЧ есть – например, "концептуальное несовпадение" подходов Страсбургского и российских судов. При этом по таким делам не существует всеобъемлющей прецедентной практики, так как они касаются либо небольшой группы стран, либо только России. 

По мнению Коновалова, ЕСПЧ всегда должна быть абсолютным образцом для национальных юрисдикций – и выражаться это должно в том числе в надлежащем изучении фактов. Страсбургский суд, по мнению министра, Однако, по утверждению Коновалова, придерживался такого подхода не во всех случаях.

Коновалов напомнил, что Россия всегда стремилась к поиску оптимального компромисса.

€14,6 млн
Именно такую сумму компенсаций присудил ЕСПЧ в 2017 году по делам против России. Это четверть от всех выплат, присужденных Страсбургским судом.

Экарт Ратц, председатель Верховного суда Австрии, отметил возрастающую роль судебных решений, приведя в пример постановления ЕСПЧ. С ним согласилась коллега из России, зампред Верховного суда Татьяна Петрова. По ее словам, посприятие российского законодательства и практики его применения без решений ЕСПЧ практически невозможно. 

Важность диалога

Участники дискуссии много говорили о необходимости диалога между Россией и Европой. "Решения, вынесенные ЕСПЧ в отношении России иногда вызывают некоторую напряженность, но решение этой проблемы лежит в диалоге. Это единственный путь вперед. Пусть диалог и взаимодействия продолжатся во благо всех государств-участников конвенции", – сказал Якумопулос. "Несмотря на проблемы и препятствия, между Россией и Советом Европы продолжается диалог. Это позволяет говорить о перспективах для дальнейшего сотрудничества", – заявил Аляутдинов.

"Несмотря на проблемы и препятствия, между Россией и Советом Европы продолжается диалог. Это позволяет говорить о перспективах для дальнейшего сотрудничества", – заявил Аляутдинов.

На протяжении десяти последних лет мы настаивали на том, что диалог российских судов и ЕСПЧ должен строиться на юридических началах. Сегодня юристы разговаривают с юристами на юридическом языке. Очень важно, чтобы конвенция продолжала применяться именно в этом ключе.

Александр Коновалов, и. о. министра юстиции России

"Россия и ЕСПЧ должны слышать друг друга", – сказал Михаил Гальперин, представитель России в ЕСПЧ. "Тот факт, что мы являемся частью конвенции – это радостно, и это огромное моральное преимущество России", – заявил он. По мнению замминистра юстиции, те ценности, которые закреплены в Конвенции, "уже в крови у целого поколения россиян", которые совсем скоро будут определять будущее российской судебной системы. По мнению Гальперина, нахождение России в юрисдикции ЕСПЧ с одной стороны дает возможность "никогда не успокаиваться" в защите прав человека в России, а с другой позволяет оказывать влияние на формирование европейского правопорядка. В конце выступления он пожелал, чтобы Россия "долгие лета" оставалась страной-участницей Конвенции.