Репортаж
18 мая 2018, 12:26

Фейк: от новости по телевизору до международного судебного спора

Кому выгодны фейковые новости? Как они влияют на работу судов? Есть ли способы разоблачить подделку? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на сессии «Fake News и Fake Evidence в международных спорах», которая прошла вчера в рамках ПМЮФ.

В современном мире основным каналом распространения информации является картинка, изображение. «После 11 сентября 2001 года мы всегда будем уверены в том, что башни-близнецы в Нью-Йорке были взорваны в результате террористической атаки – потому что мы видели это в прямом эфире», - пояснил профессор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Ильченко. Этим пользуются многие недобросовестные лица и даже целые государства – они создают подделку, которую затем выдают за действительность. «Цель фейковых новостей - пропаганда или обман. Обычно речь идет о видео или фото, которые запускают в интернет, а потом на них начинают ссылаться СМИ и они становятся мейнстримом. Но иногда то же самое происходит с аудио-записью: сейчас можно изменить не только голос, и даже отдельные слова в записи разговора. Над фейковыми новостями работают сотни аналитиков, а на производство ложного материала тратится огромное количество денег», - рассказал королевский адвокат Brick Court Chambers Майкл Свейнстон.

Фейк в журналистике – опубликованное в СМИ журналистское сообщение, содержащее недостоверную и не проверенную информацию, не соответствующую реальным фактам и эмпирической действительности. «Когда объявляют войну, истина и правда становятся первыми жертвами», - сообщил Свейнстон. «Фейковые новости существуют столько же, сколько и все человечество. Например, есть соответствующие свидетельства о том, что они были даже во времен Римской Империи», - заявил партнер Jones Day Байджу Васани. Он рассказал, что люди сами по себе доверчивы и им нравится верить в то, что они считаем правильным. «При этом действует приоритет медийного первенства: кто первым сказал, тот и прав», - сообщил Ильченко.

Фейковые новости неразрывно связаны шоу-цивилизацией – современной системой информационных связей в мире, которая характеризуется противоречивыми отношениями между той реальностью, которую видит зритель на экране, и эмпирической действительностью, которая его окружает. Девиз шоу-цивилизации – никакая реальность не станет действительностью, пока ее не покажут по телевидению или она не попадет в интернет.

Сфабрикованные новости часто превращаются в сфабрикованные доказательства в рамках громких судебных процессов. «И эти игры очень опасны, лучше не играть в них в суде – иначе пострадает правосудие», - считает Свейнстон. Заведующий лабораторией Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ Алексей Бушин подтвердил: «Мы в своей повседневной деятельности сталкиваемся с фальсифицированными доказательствами, для нас это не ново. Противостоять поддельным доказательствам достаточно сложно, но имея в своей базе хорошую научную основу, это реально».

Как разоблачать фейковые новости? Проверять их, искать альтернативные источники. «Информация сейчас распространяется очень стремительно, но это не значит, что мы все должны принимать за чистую монету – особенно обвинения. Необходимо критически взглянуть на доказательства. Я думаю, надо руководствоваться принципом верховенства права и презумпцией невиновности, правильно распределить бремя доказывания, провести перекрестный допрос, независимо и беспристрастно оценить все доказательства. И нельзя подтасовывать факты для того, чтобы они вписывались в твою теорию», - считает партнер Schellenberg Wittmer Филиппе Бартч. «При этом не стоит забывать: существуют фейки, которые не могут определить даже эксперты – они часто встречаются в искусстве», - напомнил Васани.

Юристам очень сложно работать с фейковыми новостями, которые используются в качестве доказательств в суде. «Пресса публикует интервью стороны, но нигде не выкладывает данные перекрестного допроса – хотя они обычно хорошо разъясняет ситуацию. Это ставит стороны в неравные условия. А альтернативные теории, как правило, никто не проверяет вообще», - заявил Бартч. Кроме того, Бартч рассказал, что эксперты часто отказываются выступать в суде, когда узнают, что речь идет о громком деле с фейковым доказательством.

Как суды относятся к фейковым доказательствам в громких политических процессах? «Трибуналы часто предпочитают просто закрывать глаза. Бывает даже, что лгут обе стороны, а трибунал это игнорирует. Во-первых, у судов нет соответствующих полномочий. Во-вторых, обычно они доверяют сторонам: например, в международном арбитраже есть презумпция, что все доказательства являются подлинными. В-третьих, они понимают те огромные репутационные потери, которые стоят перед государством, имеющим отношение к этому судебному процессу. Помимо этого, основная задача суда - разрешить спор, а не реагировать на фейковые доказательства», - заявил Васани.