Репортаж
18 мая 2018, 16:14

Женщина, юрист, лидер: рецепт успеха

В рамках ПМЮФ-2018 состоялось мероприятие под названием "Женщины в cross-border teams: история успеха". Участники обсуждения – женщины-юристы из разных стран, которые занимают руководящие должности – рассказали, сталкиваются ли они с дискриминацией и каково им работать в профессии, которая какое-то время назад считалась исключительно мужской.

О дискриминации

"Во Франции очень сложно разбить стеклянный потолок дискриминации", – рассказала Мари Эми Пейрон, президент Парижской ассоциации адвокатов. По ее словам, во Франции адвокатами работает много женщин, но дискриминация все равно присутствует – так, 60% от всех адвокатов-женщин работают не на партнерских позициях. Кроме того, она сослалась на отчет французских правозащитников, из которого следует – в среднем женщины-юристы получают на 50% меньшую зарплату, чем мужчины.

Нела Кубурович, министр юстиции Сербии, рассказала, что в ее стране женщины находятся на "очень важных позициях". Так, премьер-министр Сербии, Ана Брнабич – женщина. Впрочем, сохраняется дискриминация в бизнесе – считается, что это не женское дело. "Не так много женщин преподает – и это та ситуация, которую нужно улучшить", – сказала она.

68%
Такова доля женщин-судей в российских судах. При этом в среднем по миру этот показатель не превышает 20%.

Светлана Миронюк, руководитель функций маркетинга и развития бизнеса и по совместительству модератор сессии, рассказала о существующем в России "дискриминационном треугольнике". По ее словам, Россия не входит даже в первую сотню стран по числу женщин в высшем уровне госуправления и в законодательной власти. "Но если посмотреть на юридическую профессию в целом, то мы увидим абсолютно аномальные цифры: 70% женщин работает в органах местного самоуправления. 68% судей – это женщины. И хотя чем выше суд, тем меньше доля женщин в нем, это все равно очень высокий результат", – поделилась она статистикой и добавила, что в мире не больше 20% женщин доходит до судейских позиций. 

"Очень много девочек поступают на юрфаки, у нас есть хорошие места, чтобы стартовать в юридической профессии, – включилась в дискуссию Оксана Балаян, управляющий партнер Hogan Lovells СНГ. – Мы должны посмотреть, что мы можем сделать для того, чтобы количество девушек и женщин на более высоких постах увеличивалось". 

По словам Елены Борисенко, экс-замминистра юстиции и председателя правления "Газпромбанка", главным антиконкурентным обстоятельством для женщин является декретный отпуск: "Это тот момент, когда многие мужчины просто опережают женщин". "У меня родился ребенок, а потом я стучалась в двери юрфирм и просила дать работу хотя бы секретаря. Я построила себя заново с нуля", – поделилась своим опытом Мари Бернар, гендиректор компании NextLaw Labs. По ее словам, дети – это основная причина, по которой женщины прерывают карьеру.

О том, что помогает двигаться вперед

"Когда-то я поняла: чтобы вести серьезные сделки, мне нужно много сил и энергии. Я начала заниматься спортом с акцентом на выносливость – плаванье, бег. Мне это очень сильно помогло в карьерном росте. Эти тренировки, физические нагрузки – я чувствовала себя суперменом", – рассказала Балаян. Но не только спорт помогает ей находиться в тонусе, но и другие небольшие занятия – например, десять минут игры на музыкальном инструменте.

Совершенно других взглядов придерживается Борисенко. "Я – абсолютный антиспорт. Для меня место, где я запитываюсь энергией – это семья, – говорит она. – Мне очень повезло с моим партнером и чудесной дочкой". Она любит жить как традиционная домохозяйка, но только в выходные – и не может представить жизнь в таком амплуа семь дней в неделю. "Когда есть выходные, я стараюсь роль сменить руководителя, "пулемета, принимающего решения". Смена роли необходима", – подчеркивает Борисенко. 

"Нельзя отказывать себе в остальной жизни, которая происходит за стенами офиса юрфирмы. Я рада, что мне это удается", – соглашается с коллегой-юристом Мари Бернар. "Нам нужно оставаться разносторонними девушками и не бояться того, что мы что-то не успеваем – мы все успеваем, просто нужно немного дисциплины", – подытожила Балаян. 

Мари Эми Пейрон, в свою очередь, отметила важность технологий для достижения успеха. "Технологии помогают нам выполнять многие роли и после работы, которую мы закончим быстрее, вернуться домой к детям и поработать еще в кровати", – рассказала француженка. Очень часто матери должны быть великолепными матерями и в то же время великолепными профессионалами, уверена она – и в этом и могут помочь современные технологии.

О том, как женщина-руководитель формирует свою команду

Как известно, успех руководителя невозможен без хорошей команды. А потому Миронюк поинтересовалась у участниц дискуссии, по какому принципу они формируют состав своих подчиненных. 

"Работа и компетентность – никакой дискриминации по половому признаку. Но у меня есть тенденция помогать женщинам и девушкам организовать более эффективно их время на работе и вне работы", – поделилась соображениями Пейрон. Мари Бернар также отметила, что дать возможности для женщин в ее команде – это "очень важное" для нее дело. Но при этом она также заявила, что гендерный состав команды не имеет значения – она полагается на людей, на личности. 

При формировании команды есть ощущение, что с мужчинами возникнет меньше эмоциональных вопросов. Я уверена, что внутри команды очень важно равновесие и сочетание членов команды – мужчин и женщин. Всем известны проблемы чисто женских и чисто мужских коллективов. В моем случае все-таки появляется небольшой перекос в сторону женщин. Профессиональные качества – детальность, скурпулезность – получается легкий перевес в женскую сторону. 

Елена Борисенко, Председатель Правления "Газпромбанка"

"Я всегда смотрю на баланс и подбираю команду очень тщательно. Я всегда обращаю внимание на образование. Но я ищу разных людей – переводчиков, "технарей". У них по-другому работает мозг и это может дать в конечном итоге интересное решение", – рассказала Балаян. 

В конце этой плодотворной дискуссии Миронюк высказала пожелание, чтобы проблема, о которой шла речь, в ближайшем будущем перестала быть проблемой – и о равноправии мужчин и женщин пришлось говорить не в будущем времени, а в настоящем.