Репортаж
15 мая 2019, 12:28

Теория или практика: как решить "вечную дилемму" юробразования

Теория или практика: как решить "вечную дилемму" юробразования
Как-то в "Вымпелкоме" искали молодого специалиста на одну позицию. На собеседование пришло 40 молодых людей, но в итоге не взяли никого. По какой причине - рассказал представитель компании на ток-шоу "Чему не учат на юрфаке", которое прошло в рамках Международного юридического форума. На мероприятии представители работодателей пожаловались на недостаточные практические навыки. А представители ВУЗов парировали.

Как сказал во вступительном слове замминистра юстиции Михаил Гальперин, «все начинается с образования», и эта тема когда не теряет актуальность. Выпускники получают 150 000 юридических дипломов каждый год, а на одно место приходится девять соискателей, такой статистикой поделилась профессор кафедры предпринимательского права МГУ Светлана Карелина. Согласно собственным опросам МГУ, чаще всего студенты жалуются на слишком теоретический уклон образования, нехватку прикладных умений и навыков. Также, студентам не хватает навыков письменной речи (составление юридических документов) и работы с юридическими сервисами.  

Теория или практика: сложный выбор

Всему научить невозможно, в сутках всего 24 часа, а количество знаний только увеличивается, заявил руководитель кафедры гражданского права СпбГУ Михаил Шварц. Возложить все задачи на высшую школу – значит разрушить ее, говорит эксперт. Он убеждал, что бакалавриат нужен для фундаментальной подготовки, а ее роль невозможно переоценить. Да, студентам она может казаться оторванной от реальности и ненужной. «Но нельзя пройти мимо пенсионного права даже тому, кто работает в сфере слияний и поглощений», - настаивает Шварц. Он рассказал, как обсуждал тему пенсионного права со студентами: напомнил, что скоро выборы президента, и вокруг все только об этом и говорят.

По словам Шварца, «высокая теоретизированность» - это не упрек. Ведь теоретические знания можно «опрактичить», а наоборот – нет. Также он прокомментировал запрос студентов на обучение юридическому письму. Шварц признал проблему, но, по его словам, она берет начало еще в средней школе, где преподают русский язык и литературу.

Самая частая и общая рекомендация юрвузам – давать больше практических навыков, возразил  зампреда правления Ассоциации юристов России (АЮР), Председатель правления экспертного центра АЮР по оценке качества и квалификаций Жунус Джакупов. По его словам, «студенты, получив диплом, выходят в жизнь и не знают, что им делать». Получить практические навыки можно в юридических клиниках при ВУЗах, но иногда они работают «для галочки», признал Джакупов. Кроме того, по его словам, проявлять активность должны работодатели. «Хорошие примеры – Генпрокуратура, Следственный комитета, где будущие сотрудники проходят практику. Аналогично поступают крупные корпорации», - рассказал докладчик. Вопрос соотношения теории и практики – «вечный» для юрвузов, признал почетный профессор-директор Центра по международному разрешению споров Высшей юридической школы им. Буцериуса Штефан Крелль. По его словам, получить практические навыки помогают муткорты – «игровые суды».

Инфантильные и безответственные

Практическую неподготовленность выпускников отмечают и работодатели. Вчерашние студенты не умеют думать и ведут себя инфантильно, говорит исполнительный вице-президент по юридическим вопросам и корпоративным отношениям «Вымпелкома» Виктор Бирюков. Он рассказал, что недавно в компании отвергли 40 молодых специалистов, которые претендовали на одну позицию. Им давали юридическую задачу, но многие реагировали словами: «Я не знаю, я этого не проходил, не понимаю, о чем вопрос». «Это достаточно обидно», - прокомментировал Бирюков. А в Philip Morris International выпускников обучают необходимым навыкам: составлению юридических документов, правилам ведения переговоров и так далее. По словам замгендиректора по юридическим вопросам Олбрика Тилла, сотрудникам хватает на это времени и это засчитывается в рабочие часы. Но он был бы рад, если бы эту задачу взяли на себя университеты.

Бывший проректор МГЮА, а сейчас – завкафедры семейного права Екатерина Тягай рассказала, как «практику позвали в университет». По ее словам, преподаватели, юристы и адвокаты с именем, учат таким образом, как они обучали бы новичков в своей юрфирме или компании. Тягай предостерегла, что ВУЗы должны разборчиво подходить к вопросу выбора преподавателей для практических дисциплин «и не звать тех, кто пишет посты «Как заработать $10 000 за 10 минут».

Тягай предложила свой список того, чему не учат в ВУЗах. Это эмпатия, которая помогает налаживать отношения с коллегами. Ей нельзя научить, но можно «привить», если создать определенную атмосферу в университете. Кроме того, по словам Тягай, студентов «не учат ответственности за свои слова». Свою лепту вносят преподаватели, которые сначала обещают «двойку» за определенное поведение, но на экзамене понимают, что не могут поставить так много «неудов», продолжала докладчик. Если решения не доводятся до конца – это плохо влияет на студентов. «И глобально, и в юрбизнесе чувствуется, что не все несут ответственность за свои слова. Они могут сказать, что ответят через два часа, но отвечают на следующий день», - констатировала Тягай.

В завершение она коснулась темы осознанности. По ее словам, выбор профессии, специализации, места работы надо делать самому, а не воплощать ожидания родителей, университета и общества. Именно внутренняя свобода – лучший помощник в учебе и карьере, следовало из выступления Тягай.