Репортаж
15 мая 2019, 19:00

Эпоха Legal Tech: как меняться юристу

Эпоха Legal Tech: как меняться юристу
Юристы долго оставались за бортом автоматизации, но за последние годы ситуация изменилась — и теперь все чаще звучат вопросы о том, как изменится профессия в ближайшие годы. Это обсудили участники круглого стола «Legal Tech: от права к коду».

Юрист как бизнес-партнер

Исполнительный директор «Право.ru» Александр Сарапин промодерировал дискуссию о трансформации природы юридической профессии под влиянием Legal Tech, а также то, какими навыками должен обладать современный юрист. Профессия юриста не сильно изменилась по сравнению с тем, какой она была раньше, суммировал он. Цели и идеалы, которые в нее вкладывались давным-давно, остались неизменными — это и широта мировоззрения, и умение понимать окружающий мир. «Мир менялся сто лет назад, двести лет назад, мир меняется и сейчас. Возможно, сейчас он меняется быстрее. И юристы должны быстро улавливать те изменения, которые происходят в мире, грамотно пропускать их через себя и служить переводчиком, коммуникатором между бизнесом, между программистами, между государством», — подчеркнул он. 

С приставкой tech: что и зачем автоматизируют юридические департаменты

И если раньше юрист отвечал на вопросы «Что можно?» и «Что нельзя?», то сейчас он должен быть больше бизнес-партнером — с точки зрения понимания бизнеса и противодействием по недопущению каких-либо проблем. Существует ряд основных навыки, которых не было раньше, но которые нужны сейчас — и которые нужно закладывать в образование, пришли к выводу участники обсуждения. Это логика, эмпатия, систематизация, алгоритмизация, умение доносить и ставить задачи и работать в команде. И если раньше юрист мог быть социопатом, одиночкой и мог не уметь работать в команде, то современные технологии позволяют делиться результатами своих профессий, кейсов и повышать эффективность не только персональную, но эффективность бизнеса в целом. «Важно знать, как этого достичь. Для этого и нужны технологии», — заключил он.

Дистанционные сервисы на пороге

Важность дистанционных и автоматизированных юридических услуг обсудил с участниками Егор Коваленко, управляющий партнер Национальной юридической службы «Амулекс». Он выделил четыре основных пункта, которые волновали коллег. Основной проблемой дистанционных сервисов участники назвали тот факт, что они «сбивают» стоимость подобных услуг, а также опасения, что «дистанционка» станет своеобразной заменой юристам. Они выделили и положительный момент: в работе юристов и юрдепартаментов много рутины, которые неплохо было бы автоматизировать. При этом участники согласились с тем, что доля дистанционных юридических сервисов разного толка на рынке будет увеличиваться. По словам Коваленко, к 2021 году порядка 15% от всего юридического рынка будут приходиться на дистанционные юруслуги. «Я призываю обратить внимание на дистанционные сервисы», — заключил он.

Живой интеллект превыше всего

Антон Пушков, управляющий партнер ЦИС Сколково, рассказал о перспективах чат-ботов. Такие чат-боты могут быть эффективным инструментом, который позволяет систематизировать и упростить получение ответов на типовые вопросы — но только в случае, если научить их правильно понимать задаваемые вопросы. В нескольких компаниях чат-боты уже работают — например, по вопросам комплаенс. При этом при внедрении технологии нужно убедиться, будет ли ее использование эффективным.

Юридическая функция — самая тяжело автоматизируемая, подчеркнула по итогам обсуждения управляющий партнер Deloitte Legal СНГ Анна Костыра. Она рассказала: юристы хотят, иметь одну инфраструктуру, которая объединяла бы различные решения по автоматизации юридических процессов — чтобы автоматизацию можно было использовать «из одного окна».

Максим Арефьев, директор департамента правовой поддержки дирекции по правовой поддержке бизнеса X5 Retail Group, подчеркнул: в сегодняшнем мире юристам не хватает инструментов для обработки информации — как для ее заведения в какие-то аналитические системы, так и для получения нужных выводов из анализа этой информации. При этом он отметил важную мысль, которая преобладала в обсуждении: за всей автоматизацией должен оставаться живой, человеческий интеллект.