Репортаж
16 мая 2019, 13:34

Цифровая трансформация: как она идет у антимонопольных органов

Цифровая трансформация: как она идет у антимонопольных органов
Современный мир ставит перед обществом новые вызовы. Привычные законы экономики во многих сферах уже не работают или функционируют совсем не так, как раньше. К таким реалиям нужно приспосабливаться не только потребителями, но и государственным регуляторам. О том, как это правильно сделать – рассуждали на ПМЮФ чиновники и ученые со всего мира.

Сергей Пузыревский, заместитель руководителя ФАС сразу подчеркнул, что уже сейчас мы живем в условиях новой реальности. Тем не менее, по его словам, современная цифровая экономика все равно не отходит от классических идей. Докладчик вспомнил слова британского предпринимателя Натана Ротшильда, который еще в начале 19 века сказал: «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Эта цитата актуальна и в наши дни, а цифровая экономика придала ей особый смысл.

Ответом же на вызовы цифровой экономики стало конкурентное право, пояснил другой заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский, который в продолжение поднятой темы вспомнил фразу, сказанную Владимиром Путиным: «Уже сегодня мы видим попытки закрепить за собой или даже монополизировать выгоду от технологий нового поколения».

Как решить регуляторные проблемы в цифровой экономике

Чиновник заметил, что последние 20 лет мы жили в условиях вялотекущей конкурентной борьбы: «Но сейчас все изменилось и идет передел рынка во многих сферах». Индустрия дает ставит перед обществом новые вызовы. В частности, усиливается технологическая непредсказуемость, а цифровые технологии проникают во все сферы материального мира. Люди к этому уже привыкли, и многие вещи порой вовсе не замечают, добавил эксперт. Между тем, во всем мире активно меняются даже базовые экономические принципы. В такой ситуации, по мнению чиновника, важен контроль за цифровыми гигантами, которые активно способствуют трансформации рынков.

Заметьте, что самый крупный сервис поиска такси Uber не имеет в собственности машины, самый популярный медиасобственник Facebook не создает контента, а Alibaba не имеет товарного запаса.

Андрей Цариковский

Гиперглобализация последних лет привела к тому, что крупный капитал стал сосредотачиваться в руках небольшой группы компаний. В связи с этим традиционные инструменты антимонопольного регулирования уже не работают, сказал Цариковский: «Новые рынки появляются и исчезают, пока регуляторные механизмы заработают». По общему правилу, стандартный цикл законопроектной деятельности равен пяти годам, а скорость появления и исчезновения новых экономических явлений гораздо выше.

Новая цифровая революция – это закат континентального права, считает Цариковский.

Как же решать перечисленные проблемы? Чиновник полагает, что необходимо усиливать антимонопольное регулирование на глобальном уровне или пытаться фрагментировать экономику через протекционизм и навязывание собственных регуляторных моделей. Воплотить подобные меры на практике поможет то, что конкурентное право очень легко настроить, отметил он.

Скажу и про пятый антимонопольный пакет, который мы называем цифровым. Документ задерживается, и каждая задержка нам стоит очень дорого, постоянно приходится что-то править, переделывать, чтобы учесть все факторы, которые появляются снова и снова. Не буду подробно останавливаться на этой теме, но подчеркну- чем быстрее мы его примем, тем лучше. Пока же новеллы в нем постоянно меняются.

Президент Административного совет по экономической безопасности Бразилии Александре Баррето де Соуза акцентировал внимание на том, что эффективным ответом на обсуждаемые вызовы станет сотрудничество антимонопольных служб из разных стран друг с другом: «Общие механизмы в этой сфере точно можно найти». И конкуренция в цифровой экономике должна быть многосторонней, отвечать принципам трансграничности и прозрачности, подчеркнул Генеральный директор Конкурентного ведомства Австрии Теодор Таннер.

Опасности в современных условиях могут поджидать потребителей на каждом шагу. Таннер заметил: машины будут давать человеку то, что он будет просить, вместо того, что человек на самом деле хочет. С трудностями в новом мире сталкивается не только клиент, но и государство в лице регулятора. По словам Джулианы Латифи, в цифровой экономике тяжело отделить неконкурентное поведение от обычной бизнес-практики. Поэтому решения по антимонопольным кейсам должны быть индивидуальными, с учетом всех особенностей регулируемой сферы, добавила она.

Продолжил тему вызовов профессор Школы права Сан-Паулу  Марио Да Сильва Перейра Нето Кайо, который признал, что у них с коллегами пока больше вопросов, чем ответов. Вместе с тем, формулируя проблему, мы уже начинаем понимать, как ее нужно решить, подчеркнул он. По его словам, самый крупный вызов, которые задает обществу цифровая экономика – необходимость принимать решения в условиях неопределенности: «Мы должны думать о том, как по-новому определять границы между рынками, чтобы понимать – кто и с кем конкурирует на самом деле». Но все решения нужно вырабатывать комплексно и всеобъемлюще, уверен докладчик.

Специфика других стран и российские подходы

Другой профессор из университета Джао Тонг Ксянлинь Ван подробнее рассказал о специфике обсуждаемого вопроса в Китае. Там сегодня цифровой сектор – главная движущая сила для экономического роста и создания рабочих мест. Учитывая такую ситуацию, эксперт предупредил о других опасностях, с которыми сталкивается общество, когда большие данные превращаются в стратегические ресурсы. Если сведения монополизированы одним предприятием, то это усиливает количество угроз для информационной безопасности, заметил Ван.

Но топорный подход к контролю ради контроля в таких условиях не поможет. Важно, какими методами мы регулируем новые отношения, подчеркнул Алексей Иванов, директор Института права и развития ВШЭ-Сколково. Он пояснил, что антимонопольный регулятор – это не стандартный контролер, не дорожный инспектор: «И важно не то, с какой скоростью двигается участник рынка, а то, какое влияние он оказывает на других». По словам докладчика, регулятор сам должен использовать большие данные, чтобы исследовать рынок: «Он должен сам пройти цифровую трансформацию и обеспечивать равный доступ всем игрокам к информации».

На практических кейсах остановилась партнер Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право 1место По выручке 1место По количеству юристов 2место По выручке на юриста Профайл компании Анна Нумерова. Во-первых, она обратила внимание на то, что сейчас все производители ведут борьбу за время и внимание клиентов – то есть, надо успеть захватить потребителя и продать ему товары и услуги. Из-за чего имеют место случаи с незаконным доминированием. Она в качестве примера привел дело в отношении корпорации Google, чья поисковая система по умолчанию стояла на всех девайсах Android. За это цифрового гиганта в прошлом году оштрафовали на €4,5 млрд. Более свежий кейс касается нарушений, которые связаны с контекстной рекламой и стоили Google этой весной уже €1,5 млрд.

Профессор НИУ-ВШЭ Светлана Авдашева оценила обсуждаемую тему с экономической точки зрения. Она вспомнила, как после распада СССР некоторые ее коллеги полагали, что международная конкуренция будет лучше выполнять роль антимонопольного законодательства, но этого не произошло.

То, что раньше от нас требовало усилий и приводило к издержкам – сейчас может обходиться бесплатно.

Светлана Авдашева

Авдашева порассуждала о проблемах антимонопольного регулирования на примере регулирования рынка агрегаторов такси: «Последние четыре года мы были озабочены тем, как возложить ответственность на агрегаторы за качество оказываемых услуг». Хотя подобные бизнес-платформы сами по себе не всегда заинтересована в развитии сервиса у тех, кого объединяют – таксомоторные компании. И в этом случае даже в цифровой экономике не надо забывать про стандартные работающие инструменты, обратила внимание она. Так получилось, что в России между собой соревнуются несколько агрегаторов, благодаря чему поввышается уровень сервиса у них – горизонтальная конкуренция помогает вертикальной, резюмировала она.