Новости ПМЮФ
21 мая 2021, 15:05

Правильная цифровизация юрдепов: ее обсудили на ПМЮФ 9 ¾

Правильная цифровизация юрдепов: ее обсудили на ПМЮФ 9 ¾
Многие организации хотят облегчить работу своим юристам. На Петербургском международном юридическом форуме представитель "Ростелекома" рассказал, как его компания меняет юридическую функцию. Бизнесу нужна скорость, поэтому хороший ответ сегодня лучше, чем прекрасный ответ завтра. И в этом "Ростелекому" помогает Pravo Tech. Обсуждали и то, будут ли инхаус-юристы когда-нибудь зарабатывать деньги для своих компаний? Ведь продавать реально не только юруслуги, но и идеи по цифровой трансформации правовых подразделений.

Как цифровыми способами изменить юридическую функцию в компании? Об этом в рамках сессии «Управление изменениями в новом дивном мире» на ПМЮФ 9 ¾ поговорили Борис Болтянский, главный редактор Право.ru, и Александр Смирнов, вице-президент по правовым вопросам «Ростелекома». Юрист-инхаус утверждает, что его компания занимается самой масштабной трансформацией юридической функции в России. Ее размах он определяет по трем критериям: количество изменений, время, за которое они происходят, и масштаб самой юридической функции.

Цифровые решения: как повысить эффективность работы юристов

Смирнов отметил, что Ростелеком – это крупнейший в стране поставщик цифровых решений для государства бизнеса и населения. В компании работает более 400 юристов по всей России, в прошлом году они участвовали в 45 000 судебных заседаний и сопроводили 200 000 договоров.

Болтянский: Как бизнес понимает, что юрфункцию нужно трансформировать? 

Смирнов пояснил, что любая юридическая работа состоит из двух составляющих: экспертизы, то есть профессиональных знаний, и сервиса – умения оказывать юруслуги. Когда Смирнов в конце 2019 года пришел в «Ростелеком», то понял, что там работают грамотные юристы, но есть проблемы с сервисом.

Зоны развития любого юридического сервиса с точки зрения Смирнова
  1. Скорость. Хороший ответ сегодня лучше, чем прекрасный ответ завтра. Бизнесу нужен ответ здесь и сейчас.
  2. Прозрачность. Как правило, бизнес не понимает, как работает юрподразделение.
  3. Язык. Юристы должны говорить просто и понятно для бизнеса.

Цифровизация – это одна из трех больших составляющих нашей стратегии. Нашу стратегию мы называем «три слона»: юридические бизнес-процессы, люди и цифровизация.

Александр Смирнов, вице-президент по правовым вопросам «Ростелекома»

Болтянский: Сколько юристов удалось заменить «роботами»?

Смирнов объяснил, что руководство юридической функции «Ростелекома» не ставит перед собой задачу сократить штат. Цифровая трансформация нужна для того, чтобы разгрузить юристов от рутинных задач – это примерно 30 % работы. Планируется, что в этом помогут чат-боты.

У юридической трансформации есть и экономический KPI. По словам Смирнова, в его компании это 1 к 3: руководство ожидает, что каждый вложенный в трансформацию юридической функции рубль вернется как 3 рубля выручки, в зарабатывании которых поучаствуют юристы.

"Ростелеком принял решение, что лучшие юридические IT-системы – это не ростелекомовская история. Лучше, эффективнее, проще и в конце концов дешевле нанять команду, у которой десятилетний опыт успешной реализации юридический IT-платформ в России и за рубежом", - объяснил Смирнов. 

Этим будет заниматься Pravo Tech.

Болтянский: Насколько юристы должны быть цифровизованы сами? 

До изучения языков программирования дело не дойдет, считает Смирнов. Но важно знать технологичные тренды: «Мне очень повезло с командой, у нас много продвинутых юристов, которые понимают, как работает алгоритм,  например, чат-бота. Мы его, кстати, назвали Альфредо».

Юристы натасканы на поиск и устранение рисков, любое изменение – это риск, поэтому юристы не могут с распростертыми объятиями принимать любые изменения, признается Смирнов. Цифровизация в "Ростелекоме" столкнулась и с другими сложностями: с финансовыми - никто не хочет платить, если не будет финансового выхлопа от такой инициативы – и с технологическими – в компании действуют строгие требования к реализации технических инициатив и жесткие нормы по кибербезопасности.

Несколько лет назад на legal tech-панели ПМЮФ прозвучал очень верный тезис:  legal tech – это как секс в подростковом возрасте, все про него говорят, но мало кто им занимается. 

Борис Болтянский, главный редактор Право.ru

Смирнов посмеялся и рассказал, что «Ростелеком» один из первых в России создал специализированный офис legal tech - подразделение, которое сконцентрировано на правовых инновациях. Какие-то изменения компания уже реализовала. Например, внедрила институт «цифровых партнеров»: юристы ежедневно общаются с бизнесом, помогают ему решать конкретные задачи, проводят тренинги «по базовым юридическим вопросам».

Моя голубая мечта, чтобы я, доставая смартфон, видел в приложении, какая загрузка у моих людей, как она изменяется и где есть «красные зоны» - куда надо бросить основные силы.

Александр Смирнов, вице-президент по правовым вопросам «Ростелекома»

По словам Смирнова, «Ростелеком» систематизирует судебную практику своих юристов и формирует единую базу знаний. Чтобы, к примеру, юрист из Московской области приблизительно представлял, как дела той или иной категории решались в Екатеринбурге.


Составляющие успешной цифровой трансформации юридической функции от Смирнова
  1. Демонстрация личного примера от руководства юрфункции и компании в целом.
  2. Упорство: начал реализовывать стратегию, занимайся ей регулярно и доведи до конца.
  3. Освободить голову от рутины: нельзя постоянно заниматься повседневной операционной деятельностью и при этом думать о стратегических инициативах.

Болтянский: Станут ли инфраструктурные подразделения фирм зарабатывающими? 

Стремиться стать зарабатывающим подразделением  – это правильная стратегическая цель, но пока бизнес говорит, что ему важнее качественное внутреннее юридическое сопровождение, рассказал Смирнов.

Сначала нужно стать идеальной внутренней функцией. Потом мы хотим взять на юридическое обслуживание всю нашу огромную вселенную «Ростелекома» - дочерние и зависимые общества. И потом уже, если справимся с первым и вторым этапом, будем пытаться предложить свои юридические услуги рынку.

Александр Смирнов, вице-президент по правовым вопросам «Ростелекома»

«Может быть, вы придете с продуктом по трансформации юридической функции для других компаний»? – подкинул идею Болтянский. Такая цель действительно есть и она более достижима, чем продажа юруслуг, признался Смирнов. «Мы хотим в коллаборации с Pravo Tech и не только предлагать услуги по юридической цифровой трансформаций для крупных компаний», - заключил он.