ПРАВО.ru
Практика
23 апреля 2018, 9:50

"Газпром" запустил расторжение контрактов с "Нафтогазом" в Стокгольме

"Газпром" направил в Стокгольмский арбитраж документы о расторжении контрактов с "Нафтогазом Украины" на поставку и транзит газа.

О начале процедуры расторжения российская монополия сообщила в марте 2018 года. Причиной этому послужило решение Стокгольмского арбитража, который по итогам двух споров "Газпрома" и "Нафтогаза" обязал выплатить украинской компании $2,6 млрд, а также обеспечить 110 млрд кубометров транзита через территорию этой страны в ближайшие два года. Сославшись на отсутствие допсоглашения к действующим контрактам, "Газпром" прекратил поставки газа на Украину, а уже перечисленный аванс вернул "Нафтогазу". Сами контракты были названы руководством "Газпрома" экономически нецелесообразными и невыгодными.

Как пишет "Коммерсант", стороны провели переговоры о снятии разногласий, однако договориться не сумели. 20 апреля монополия подала заявление в арбитраж. По оценкам главы "Газпрома" Алексея Миллера, рассмотрение дела может занять от полутора до двух лет, тогда как контракты сами по себе истекают в декабре 2019 года. Разрыв контрактов не избавляет российскую компанию от необходимости исполнять решение на $2,6 млрд (плюс проценты – 0,03% в сутки), хотя она и оспаривает его в госсуде Швеции. Что касается объемов транзита, то, с учетом нынешней динамики, "Газпром" в 2018 году может успеть прокачать фактически весь присужденный "Нафтогазу" объем, за исключением примерно 5 млрд кубометров – тогда штраф составит порядка $160 млн.

Актуальной остается и проблема украинского транзита после 2019 года: ее, вероятно, будут обсуждать на политическом уровне при посредничестве Евросоюза. Отказ "Газпрома" от прокачки значительных объемов газа приведет к его удорожанию для жителей Украины. Между тем, как сообщает РБК, Госдепартамент США призвал Киев нарастить усилия по проведению реформ, которых требует Международный валютный фонд. Среди этих реформ – увеличение газовых тарифов до паритетного уровня по отношению к импорту, то есть примерно на 35%.