ПРАВО.ru
Законодательство
24 апреля 2018, 18:11

Тотальный контроль или рыночное регулирование: что ждет блокчейн

На конференции "Право.ru" "Блокчейн: правовые риски и возможности, регулирование" эксперты обсудили готовящиеся законопроекты и предложили возможные сценарии регулирования и налогообложения.

От Минфина до Володина

В России начались первые попытки законодательно урегулировать технологию блокчейн: один из проектов представил Минфин, который дал определения цифрового актива и других понятий. В марте этого года модификация законопроекта внесена в Госдуму. Она более конкретизирована и базируется на прежних инициативах Минфина и Центробанка. Проект включает положения о том, что максимальная сумма, которую может вложить неквалифицированный инвестор в ICO, будет определяться ЦБ. 19 апреля документ получил положительный официальный отзыв Правительства, однако к первому чтению еще не назначен. Российское криптосообщество обозначает его как "проект Аксакова". "90%, что законопроект примут в первом чтении, – об этом свидетельствует положительное заключение правительства. Скорее всего, с ним мы и будем работать", – подчеркнул Игорь Судец, директор программы «Правовые основы и юридические практики работы с криптовалютой и блокчейн-проектами». 

Подробнее о законопроектах читайте в материале "Криптореформа" Гражданского кодекса: эксперты оценили новые поправки" и "В Госдуму внесен проект закона о криптовалюте".

Второй принципиальный законопроект представили Вячеслав Володин и Павел Крашенинников, Аксаков в составлении также участвовал. Он подразумевает внесение изменений в Гражданский кодекс и фактически  вводит в правовую плоскость определения, связанные с блокчейном и криптобизнесом. Токены и криптовалюты будут считаться имуществом. При этом под криптовалютой понимается вид цифрового актива, который создается и учитывается в реестре в соответствии с алгоритмом. Обмен такими активами на рубли или иностранную валюту возможен, но порядок и условия подобных сделок дополнительно определит Центробанк совместно с правительством.

Дмитрий Кириллов, адвокат АБ «А-ПРО», отметил, что проект Вячеслава Володина сможет решить вопросы налогообложения: «Он вписывает в ГК понятия цифровых активов и связывает их с налоговым законодательством. Фактически предлагается ввести их в гражданский оборот и дать рынку самостоятельно отрегулировать эти процессы. В проекте Аксакова предлагается связать понятие майнинга с потреблением электроэнергии, если она превышает установленные лимиты в течение трех месяцев. Такая формулировка оставляет много вопросов, особенно в части налогообложения. Кроме того, проект Аксакова устанавливает не рыночное регулирование криптобизнеса, а императивное под надзором Центробанка».

Законопроект Володина вписывает в ГК понятия  цифровых активов и связывает их с налоговым законодательством. Фактически предлагается ввести их в гражданский оборот и дать рынку самостоятельно отрегулировать эти процессы.

Дмитрий Кириллов, адвокат АБ «А-ПРО»

Оба законопроекта акцентируются на финансовом вопросе системы распространенного реестра, игнорируя при этом другие спектры использования блокчейна. При этом в юридических сделках технология позволяет достичь максимальной точности и прозрачности. Один из первых проектов, связанных с блокчейном, тестирует Росреестр при регистрации сделок. В пилотном варианте база дублируется и ведется параллельно с основным реестром. Проект планируют завершить осенью этого года. Департамент информационных технологий Москвы помимо проекта Росреестра тестирует блокчейн в проекте "Активный гражданин", где проводится голосование жителей.

Налог на воздух

Основная проблема правового статуса криптовалюты – неопределенность с точки зрения налогообложения. Эксперты предлагают разнообразные варианты решения: в одном сценарии предлагается создать биржу, которая будет взимать с участников рынка процент и централизованно выплачивать налоги, при этом такой вариант сразу решит проблему отсутствия маркет-плейса. Другой предложенный сценарий предполагает присвоение компаниям, занимающимся блокчейном, статуса некоммерческой организации. В таком плане полученную выгоду предлагается направлять на развитие майнинга в стране. 

"Одна из наиболее быстрых и эффективных мер в части налогового регулирования – распространение патентной системы на майнеров. Это приземленный и действенный механизм, который потребует лишь косметическую правку закона, тем схожий режим уже предусмотрен для айтишников-ИП. Для крупного бизнеса, безусловно, краеугольным является вопрос об обложении операций с криптовалютами НДС. Этот момент необходимо прямо отразить в Налоговом кодексе. При этом законотворцам нужно выбрать один из двух вариантов: либо полное освобождение, либо нулевая ставка, которая позволит, например, промышленным майнерам возмещать НДС по электроэнергии, аренде помещений, ввезенному оборудованию", – подчеркивает Михаил Успенский, партнёр Taxology.

Конфликт интересов

Предлагаемое регулирование не согласуется с уже существующими блоками законов, под которые попадает блокчейн, констатирует Ирина Сиренко, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы. "Исходя из определения, блокчейн является информационной системой, который регулируется соответствующими законами. Регулирование в рамках IT-законов довольно жесткое. Для дальнейшего развития технологии ее необходимо выводить из понятия информационной системы", – констатирует она. Проблема может возникнуть сразу с рядом законов: информацию в цепочке можно квалифицировать как персональные данные, которые попадают под одноименный закон. Также регулирование связано с законами "Об электронной подписи", "О безопасности критической информационной инфраструктуры" и "О защите информации". Следующие аспекты связаны с законами о гостайне, связи и других. 

Еще одна правовая неопределенность связана с ответственностью, которую будут нести компании и лица за потенциальные нарушения в сфере блокчейна и криптовалюты. Партнер «Зарцын, Янковский и партнеры» Роман Янковский отмечает, что вопросы вызовет и незаконное предпринимательство. "Пока в законопроекте написано, что майнинг – это предпринимательская деятельность, но связанная с определенным уровнем энергопотребления. Это не очень состыкуется с Уголовным кодексом и с самим незаконным предпринимательством: ни про какие нормы потребления электроэнергии там не написано. Эту коллизию необходимо будет устранить. Иначе получается, что мы устанавливаем новый вид предпринимательской деятельности без конкретных требований", – резюмирует он.

Наследие Китая

На конференции выступил Wang Jaingang, руководитель по развитию Ebang (крупнейший китайский производитель оборудования для майнинга криптовалют и телекоммуникационных систем). В Китае криптовалюта крепко прижилась, на страну приходится больше половины всего ее оборота в мире, здесь же сосредоточены фермы, а также функционируют фонды по поддержке блокчейна. Однако правительство заняло принципиальную позицию разграничения блокчейна и криптовалюты: первое активно поддерживается, второе планомерно запрещается. Правительство Китая считает, что такая валюта приводит к выводу средств из страны и другим неблагоприятным экономическим последствиям. В случае тотального запрета китайские мощности могут достаться российской экономики.

"Для китайских майнеров Россия является приоритетным регионом. Но перемещение мощностей в вашу страну останавливается  правовой неопределенностью", – подчеркивает Wang. При этом в Китае востребованы программисты в сфере блокчейна, а перенос оборудования в Россию, в свою очередь, станет серьезным инвестиционным вложением в экономику страны. Однако правила игры не понятны и для зарубежных игроков – компании опасаются избыточного налогообложения и других трудностей. В качестве альтернативного направления в Китае рассматривают Канаду, которая предоставляет комфортные условия для майнеров. Эксперты отмечают, что в мире сложится ситуация, когда по аналогии с офшорами страны будут бороться за инвестиции и капитал, которые принесет криптовалюта. Вопрос остается один – успеет ли Россия принять участие в этой гонке.