ПРАВО.ru
Процесс
8 октября 2018, 10:15

Россия не выдаст Казахстану обвиненного в мошенничестве экс-банкира

Генпрокуратура России отказалась выдавать Казахстану бывшего банкира и руководителя крупнейшей в этой стране телекоммуникационной компании АО «Алмател Казахстан» («Алма ТВ») Жомарта Ертаева.

По версии казахских следователей, экс-банкир был соучастником хищения $80 млн кредитных денег у АО «Bank RBK», где числился советником председателя совета директоров. Ертаева на родине обвиняют в совершении преступления, предусмотренного по ч. 4 ст. 177 местного Уголовного кодекса, соответствующей ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество в особо крупном размере), пишет «Коммерсант» со ссылкой на адвокатов предпринимателя. 

Защитники Ертаева утверждают, что деньги не похищались, а были потрачены на покупку пакета акций компании «Алма ТВ», транслировавшей в Казахстане российские телеканалы. Кредит выдавался по распоряжению председателя правления банка на стороннее лицо, а деньги получил владелец «Алма ТВ», которое вскоре возглавил Ертаев, утверждают защитники. В 2014 году он переехал в Россию из-за того, что получал от местных националистов угрозы из-за заключенной сделки, говорят адвокаты. 

В 2017 год у Bank RBK возникли финансовые проблемы, поменялось руководство, которое потребовало от заемщиков срочно погасить все задолженности. Ертаев также получил предложение либо вернуть деньги, либо отдать акции «Алма ТВ», хотя заемщиком он не был, рассказывают адвокаты. После этого в Казахстане на него завели дело о мошенничестве.

В мае этого года Казахстан направил в Россию запрос о выдаче предпринимателя. Его задержали в Москве, однако Пресненский суд Москвы отказал прокурору в заключении Ертаева под стражу и поместил под домашний арест. Адвокату Алексею Петрову, пишет «Коммерсант», удалось представить МВД и Генпрокуратуре «убедительные доказательства» невиновности экс-банкира; также защитник настаивал на том, что в Казахстане «ему может угрожать серьезная опасность».

Банкиру был предоставлен статус беженца, затем его освободили из-под домашнего ареста и вскоре дали ознакомиться с решением об отказе в экстрадиции, отметил Петров.