ПРАВО.ru
Практика
19 октября 2018, 12:22

Верховный суд разъяснил, как считать неустойку на смартфон

Президиум Верховного суда утвердил обзор практики по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг. В подборку вошло дело о начислении неустойки на сломавшийся смартфон, в котором ВС напомнил о правилах снижения неустойки.

Дмитрий Гиков* купил в «Связном» смартфон HTC, в котором в гарантийный период проявились недостатки. Спустя 9 месяцев мужчина написал в салон претензию, и тот спустя полтора месяца вернул покупателю уплаченные за телефон деньги. Гиков обратился в суд, чтобы взыскать почти 22 000 руб. неустойки из расчета 1% от цены товара за каждый день просрочки начиная со дня подачи претензии. Суды признали требования мужчины обоснованными, но снизили неустойку по ст. 333 ГК – до 3478 руб.

Верховный суд выяснил, что суд первой инстанции снизил неустойку по своему усмотрению. При этом, как напомнила гражданская коллегия, неустойка по ст. 333 ГК может быть снижена только в двух случаях: если ответчик подал соответствующее ходатайство и если он доказал несоразмерность заявленной неустойки. Суд должен обсудить вопрос в судебном заседании и указать мотивы, по которым он пришел к выводу об удовлетворении такого заявления.

При этом в первой инстанции стороны не присутствовали, а ходатайство о снижении неустойки ответчик направил в суд по электронной почте уже после оглашения резолютивной части решения, а это значит, что в заседании оно не обсуждалось. При таких обстоятельствах суд не мог снизить неустойку, отметил ВС.

Полный текст «Право.ru» по мотивам свежего обзора ВС читайте в материале «Покупатель против продавца: ВС обобщил практику по потребительским спорам».

* – имя и фамилия изменены редакцией.