ПРАВО.ru
Процесс
26 ноября 2018, 18:01

Алешковский vs «Аэрофлот»: можно ли вернуть бонусные мили

Алешковский vs «Аэрофлот»: можно ли вернуть бонусные мили
Вечером 22 ноября Дмитрий Алешковский заявил, что готовит официальную претензию к «Аэрофлоту». Ранее компания аннулировала бонусные мили и лишила Алешковского платинового статуса в программе лояльности, а заодно и его жену. Прочитали претензию и спросили экспертов: что делать, если у вас забрали мили?

Суть конфликта 

Дмитрий Алешковский – журналист, создатель портала «Такие дела». 16 ноября он выложил в Twitter публикацию с фотографией приказа Виталия Савельева, генерального директора «Аэрофлота», о запрете мобильных телефонов внутри компании с подписью «Савельев окончательно головой поехал». 19 ноября «Аэрофлот» прислал Алешковскому письмо, в котором сообщил, что лишил клиента и его жену платинового статуса и накопленных миль по бонусной программе. Она дает привилегии в аэропорту (например, возможность пользоваться бизнес-залом и отдельной стойкой регистрации, дополнительное место багажа, повышенный класс обслуживания в самолете, ещё милями можно расплатиться за перелеты). «Аэрофлот» объяснил такое решение публикацией негативных отзывов (оскорблений) о компании. 

«Я так понял, что вам понадобилось ТРИ дня, чтобы лишить меня моего заслуженного платинового статуса. Поэтому я даю вам ТРИ дня, до 22.11.2018, чтобы восстановить меня в правах. Иначе я буду вынужден обратиться в суд, чтобы мои конституционные права были восстановлены», – заявил Алешковский. Также он извинился непосредственно перед Савельевым в прямом эфире станции «Эхо Москвы»: «Пожалуйста, Виталий Геннадьевич, прошу вас меня простить за то, что я лично вас обидел. Но это не отменяет того, что я до сих пор в невероятном удивлении смотрю на то, что сотрудникам «Аэрофлота» нельзя приходить с телефонами», – прокомментировал он.

В указанный Алешковским срок «Аэрофлот» не предпринял действий, поэтому вечером 22 ноября журналист написал претензию и начал готовиться к последующему судебному процессу. Текст претензии (имеется в распоряжении «Право.ru») составил адвокат ассоциации «Агора» Дмитрий Джулай, в ближайшее время она будет отправлена перевозчику.

Что касается правил бонусной программы, послушайте. Это же публичная оферта, а если договор составлен с нарушениями закона, он считается ничтожным. Этот договор противоречит нашему главному закону, который гарантирует свободу слова, распространение информации. Значит, видимо, он ничтожен. Во всяком случае, юристы мне говорят, что это возможно доказать в суде. 

Дмитрий Алешковский

Претензия

Претензия составлена на имя генерального директора «Аэрофлота» Савельева. В ней Алешковский просит вернуть ему и супруге начисленные мили, восстановить статус премиум-участников и уровень счета подарочной карты. Журналист подчеркивает свое искреннее желание мирного разрешения конфликта и высокую ценность услуг ПАО «Аэрофлот». Он указывает на высокие репутационные и финансовые издержки, которые могут последовать для обеих сторон в случае отказа в разрешении сложившегося конфликта. 

В претензии подчеркивается, что ПАО «Аэрофлот» не вправе ограничивать конституционное право (право собственности) своих работников на использование мобильных телефонов не в целях фото/видеосъемки в помещениях организации. Кроме того, режим использования коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении учредительных и локальных документов организаций, к которым и относится приказ об использовании мобильных телефонов (ст. 5 закона о коммерческой тайне). Поэтому Алешковский пишет в претензии, что его комментарий в Twitter «не совсем корректный и чересчур эмоциональный, но уместный с учётом всех обстоятельств».

Алешковский напоминает: будучи журналистом, он «вправе высказывать мнения о фактах социальной действительности и реалиях, имеющих место в публичных организациях, таких как ПАО «Аэрофлот», без согласования с кем-либо», и распространять эту информацию. Также подчеркивается: даже согласно правилам программы «Аэрофлот-Бонус», не допускается оскорбительное поведение по отношению к работникам авиакомпании. «Однако каких-либо оскорблений работников ПАО «Аэрофлот» я не допускал, поскольку вы, по официальным данным, опубликованным на сайте ПАО «Аэрофлот», являетесь председателем правления ПАО «Аэрофлот», а не его работником», – указано в претензии.

Мнение экспертов 

Случаи, когда компании лишают клиентов привилегий на основе внутренних правил, не являются редкостью. Адвокат S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал 3место По выручке на юриста 5место По выручке 22место По количеству юристов Александра Асташкина поясняет, что под «милями» следует понимать отнюдь не денежные условные единицы, используемые при расчётах. «Обычно бонусы зачисляются на электронные счета пользователей, а потратить их можно на определённые цели. Условия и порядок участия в бонусной программе регламентированы в программах, которые разрабатываются компаниями, предлагающими бонусы. Такие программы публикуются на сайте компании, а также, как правило, на сайтах банков-партнёров, с которыми у них заключены соглашения. Данная программа с точки зрения гражданского права является публичной офертой и регулируется Гражданским кодексом», – отмечает Асташкина.

Руководитель коммерческой практики BMS Law Firm Денис Фролов отмечает: если миль вас лишили, в первую очередь необходимо разобраться, на каком основании. «Стоит учитывать, что при наличии положения в правилах, согласно которому за некорректные высказывания в отношении компании клиента могут лишить привилегий, добиться успеха в суде вряд ли получится», – подчеркнул Фролов. Юрист также заметил, что соответствующая норма не противоречит законодательству: «Клиенту остается в судебном порядке попробовать доказать, что его слова не носили некорректный характер, но здесь уже все будет зависеть от конкретного высказывания».

Партнер Адвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) Михаил Кюрджев заявил, что лишение бонусных миль регулируется правилами самой бонусной программы. «Эта программа проводится совместно со Сбербанком и другими участниками. У них есть соответствующее соглашение. Я бы внимательно его прочитал. Если там нет оснований для лишения миль за комментарии или что-то подобное, можно пожаловаться в суд. Потому что мили – это вполне себе имущество (или как минимум имущественные права)», – отметил Кюрджев.

Адвокат АБ A-PRO A-PRO Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Уголовное право группа Банкротство (споры high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Экологическое право Дмитрий Кириллов изучил правила «Аэрофлота» и сообщил, что ответственность может наступить за распространение в интернете или СМИ заведомо ложной информации или сведений, порочащих деловую репутацию ПАО «Аэрофлот», совершение участником действий по отношению к работникам ПАО «Аэрофлот» лично или посредством отзывов и публикаций в интернете или печатных СМИ, а также «направленных на унижение чести и достоинства человека, выраженных в неприличной форме или в негативной оценке личности либо внешности человека, его качеств, поведения». «Это весьма оценочные понятия, и можно настаивать на установлении таких обстоятельств судом, а не усмотрением «Аэрофлота», – считает Кириллов.

Адвокат Double Bridge Law Сергей Голубок предложил написать письмо в SkyTeam. «У SkyTeam общая мильная система Flying Blue. У меня есть платиновая карта, но не «Аэрофлота», однако она дает привилегии в том числе и у «Аэрофлота». Наверняка существуют общие правила SkyTeam. Вся эта история напрямую сказывается на репутации альянса и авиакомпаний, а это глобальное объединение перевозчиков с тысячами рейсов в сутки и десятками миллионов пассажиров в год», – рассуждает Голубок. Кириллов отмечает, что SkyTeam не является стороной договора между участником и «Аэрофлотом»: «Мили и статус – это не подарок, это возмездный договор, а ваше встречное исполнение – это полеты именно «Аэрофлотом». Письмо от SkyTeam поможет разве что как косвенное доказательство, но не более».