ПРАВО.ru
Судьи
4 декабря 2018, 13:10

Вячеслав Лебедев объяснил, как бороться с домашним насилием

Об этом он сказал на пресс-подходе во время пленарного заседания Совета судей. Глава Верховного суда объяснил, почему декриминализация этого явления не мешает бороться с ним. Омбудсмен Татьяна Москалькова высказала несколько иную точку зрения.

Лебедев поддержал декриминализацию домашнего насилия, которая прошла в прошлом году. В феврале 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, которым перевел домашние побои, совершенные впервые, из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения. Из ст. 116 Уголовного кодекса («Побои») исключили формулировку о причинении насилия «в отношении близких лиц». С этого момента побои в семье стали относиться к административным правонарушениям (ст. 6.1.1 КоАП). 

Глава ВС привел пример, как раньше пострадавшие пытались добиться возбуждения уголовных дел в такой ситуации: «Сотрудники правоохранительных органов сразу задавали им вопрос о том, где нанесли побои. Если в квартире, то сразу готовили постановление об отказе в возбуждении дела. Никакого дознания не было». А если потерпевшая шла в суд и пыталась добиться привлечения к ответственности супруга в порядке частного обвинения, то судьи тоже старались быстрее помирить стороны, заметил Лебедев. 

Москалькова: декриминализация домашнего насилия – это ошибка

Он сказал, что привлечение к административной ответственности позволило реально наказывать провинившихся в домашнем насилии: «А если лицо совершает такие действия повторно, то он получит уже уголовное наказание». Кроме того, глава ВС отметил возможность привлекать виновных за постоянные побои по ст. 117 УК («Истязание»): «Её же никогда не декриминализировали». 

По словам Лебедева, вообще надо тщательнее исследовать социальные и криминологические причины домашнего насилия: «Вот, чем надо заниматься, если хотим убрать преступность в семье. Она не уйдёт, если мы просто введём более суровое наказание». 

А уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова в своем выступлении на Совете судей, наоборот, указала, что уголовно-правовые санкции имеют глубоко превентивный характер. Она высказалась в поддержку разработки законопроекта противодействия насилия в семье, который помог бы предотвращать подобные преступления.