ПРАВО.ru
Законодательство
17 декабря 2018, 9:58

Эксперты отмечают недостаточное снижение административной нагрузки на бизнес

Опрос Аналитического центра при правительстве показал, что индекс административной нагрузки на бизнес снизился на 3,3% по сравнению с прошлым годом. Это ниже планового показателя, который был установлен программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Аналитический центр проводил опрос с мая по июль 2018 года, в нем приняли участие 8600 представителей крупного, среднего и малого бизнеса из всех регионов страны. Значение индекса административной нагрузки составило 54,2 против 56,1 годом ранее, но он должен был снизиться как минимум на 10% по сравнению в 2018-м, пишет РБК.  

Эксперты центра рассчитали показатель административной нагрузки отдельно для крупного, среднего и малого бизнеса. Итоговый сводный индекс представляет собой сумму всех показателей, умноженных на долю категории бизнеса в ВВП. Как и в 2017 году, крупный бизнес заявляет о самом жестком давлении – показатель 59,2, а средний и малый более позитивны в своих взглядах – 51,5 и 34,2 соответственно. 

«Индекс строится на опросе предпринимателей и потому очень чутко реагирует на изменения в уровне административной нагрузки на бизнес. В этом году, например, в связи с проведением чемпионата мира по футболу и соответствующими повышенными мерами безопасности, поручениями правительства и указаниями органов прокуратуры было увеличено число проверок, включая внеплановые, со стороны ряда контрольно-надзорных органов», – объясняет заместитель руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности (входит в состав Аналитического центра при правительстве) Тумун Цыдыпов. В первую очередь проверки касались пожарной безопасности, мест массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, питания и размещения, поэтому предприниматели заявили о росте административной нагрузки со стороны МЧС, Россельхознадзора, Роспотребнадзора. Количество проверок в первом полугодии 2018-го снизилось. В частности, у Росздравнадзора, пишет РБК. Но этот орган выявил в 3,5 раза больше нарушений, чем в прошлом году, приводит пример Цыдыпов. 

Авторы исследования утверждают, что снижение нагрузки произошло в первую очередь из-за сокращения времени контрольно-надзорных мероприятий во всех отраслях. Административная нагрузка – это не только штрафы и проверки, но и затраченное время сотрудников компаний, работу которых нужно оплачивать. Среднее время взаимодействия проверяемой организации и контролирующего органа снизилось с 48 часов в прошлом году до 43-х – в этом. Но крупные компании по-прежнему тратят на это «общение» почти в полтора раза больше, чем малые. Больше всего часов на проверки уходит у предприятий по добыче полезных ископаемых, снабжению электроэнергией, газом и водой (53–55 часов). Меньше всего – у компаний в сфере рыболовства, образования, культуры и спорта (35–37 часов).

Самые большие временные и финансовые потери предприниматели несут при актуализации программного обеспечения, необходимого для изменения форм отчетности, подготовки документов и отслеживания изменений в законодательстве. «Процесс осложняется не только тем, что нужно покупать и обновлять программное обеспечение, но и тем, что надо нанимать новых дорогостоящих специалистов, которых зачастую недостаточно на рынке труда», – сказал РБК директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

Аналитический центр также предложил респондентам оценить по пятибалльной шкале административную нагрузку на предприятие со стороны каждого ведомства. Лидер, по результатам опроса, – Росалкогольрегулирование со средним баллом 3,51. На втором месте Федеральная налоговая служба (3,22), затем идет Федеральная таможенная служба (3). Самой тяжелой практикой для бизнеса остается дистанционное взаимодействие с инспекторами (72,6% негативных оценок). 

Предприниматели говорят и о сложностях при сдаче отчетности через интернет, обратной связи и поиске нужной информации на сайтах разных ведомств. Калымыков считает, что это может быть связано не только с некачественными сервисами разных органов, но с недостаточной грамотностью самих бизнесменов.

61,8% опрошенных не уверены в актуальности и правомерности предъявляемых к ним требований. 54% респондентов сочли, что проверки больше ориентированы на наказание, чем на профилактику нарушений.

Реформа контрольно-надзорной деятельности, «по сути, захлебнулась», считает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Положительной динамики практически нет. Количество обязательных требований и отчетности не снижается. При снижении количества плановых проверок растет число внеплановых. «Палочная система» (оценка надзорных органов по количеству проверок и объему штрафов. – РБК) в большинстве регионов сохраняется, и контролирующие органы бодро отчитываются о количестве штрафов», – отмечает он. Корочкин считает, что незначительное снижение нагрузки на бизнес стало возможным благодаря тому, что взаимодействие с инспекторами все больше уходит в онлайн. 

«Нет смягчения обязательных требований, а их количество только растет под предлогом обеспечения безопасности, но по сути – чтобы было удобнее выборочно штрафовать предпринимателей», – сказал Корочкин.