ПРАВО.ru
Кейс
21 марта 2019, 15:16

В споре «Савушкин vs ОВК» хотят заключить мировое соглашение

В споре «Савушкин vs ОВК» хотят заключить мировое соглашение
В апелляции директору компании удалось доказать, что поручительства на 115 млрд руб. – это обычная хозяйственная деятельность компании, а не крупная сделка, как заявляют миноритарии фирмы. Правда, АСГМ изначально признал сделку крупной. На заседании в Арбитражном суде Московского округа миноритарные акционеры настаивали, что поручительства являются крупной сделкой сразу по двум критериям. Судьи окружного суда, выслушав все доводы сторон, отложили рассмотрение спора на месяц. А спустя этот срок стороны разбирательства заявили о переговорах между собой.

На заседании 21 марта представитель миноритариев, партнер Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право 1место По выручке 1место По количеству юристов 2место По выручке на юриста Профайл компании Дмитрий Степанов, заявил ходатайство об отложении спора (дело № А40-99921/2018) на два месяца: «Стороны начали вести переговоры о мирном урегулировании конфликта, нам нужно на это время». Представитель ОВК, юрист Александр Глейх, подтвердил это и тоже попросил об отложении. Судьи удовлетворили просьбу сторон, назначив следующее заседание на 18 апреля этого года. Председательствующий судья Святослав Нечаев подчеркнул: «Если к этому времени достичь компромисса вам не удастся, то отложим еще раз, суд пойдет вам навстречу». 

Эксперты «Право.ru» о последствиях «мировой» для практики

Партнер Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании Максим Степанчук поясняет, если дело разрешится мировым соглашением, то акты нижестоящих инстанций будут отменены: «Соответственно, для практики те правовые вопросы, которые поставлены в споре, останутся открытыми». Но для сторон конкретного дела их интересы важнее формирования практики, а мировое соглашение может стать решением проблемы для всех, констатирует юрист: «Однако в будущем ОВК будет не застрахована от повторения подобного инцидента».

Вот и Александра Герасимова из ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Санкционное право Профайл компании говорит, что для сторон мировое соглашение – это самый оптимальный вариант урегулирования спора: «Таким документом они минимизируют риски, связанные с судебным усмотрением и последующим обжалованием». По словам Степанчука, утвердить мировое соглашение в кассации может быть проблематично, если его предмет выходит за рамки предмета иска: «Хотя Верховный суд уже давно указывал на допустимость условий соглашения, не связанных предметом иска, суды неохотно следуют этим рекомендациям». Так, в 2016 году окружной суд не готов был утвердить такое соглашение по делу «Вымпелком-Тизприбор», в котором мы участвовали, из-за чего  заседание пришлось отложить, а договоренности свести к предмету иска, вспоминает партнер КА «Делькредере».

Кассация – хорошее время для ведения переговоров. Стороны уже успели повоевать друг с другом, каждая из них выиграла по одной битве и, выходя на финальный бой, понимает, что цена ошибки может быть слишком велика. Разумно сесть в такой ситуации за стол переговоров и попытаться найти взаимовыгодное решение проблем.

Максим Степанчук

А партнер Saveliev, Batanov & Partners Saveliev, Batanov & Partners Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) Профайл компании уточняет, что судебное мировое соглашение по спору о признании недействительным корпоративного решения невозможно: «Действительность или недействительность решения компании не может быть предметом договоренностей сторон». Поэтому мировое соглашение здесь может быть только внесудебным, объясняет эксперт: «К примеру, сделка о приобретении акций истца, завязанная на определении о прекращении производства по кассационной жалобе». Мир – это всегда лучшее решение для сторон, но для рынка этот мир будет означать оставление в силе постановления апелляции, которое хотелось бы отменить, замечает Савельев: «Для рынка это плохой прецедент». Юрист Линия Права Линия Права Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Рынки капиталов группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Банкротство (споры high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Интеллектуальная собственность (консультирование) Кирилл Коршунов подчеркивает, что дела с такими фактическими обстоятельствами встречаются редко, поэтому практика «потеряет» ценный кейс: «В нем обсуждалось три важных вопроса, которые не были до конца раскрыты в практике». Если вопрос с крупностью сделки, который встал в споре ОВК, может подняться во многих других делах, то появления второго вопроса про добросовестность можно ждать долго, резюмирует он: «То же самое касается и вопроса с правом на иск».

История спора  

На заседании совета директоров вагоностроительной компании единогласно решили предоставить поручительства своим дочерним обществам, а когда сумма поручительства превысила половину стоимости активов организации, их одобрение вынесли на собрание акционеров. Благодаря такому одобрению акционеры, которые не участвовали в голосовании, получили возможность продать предприятию свои акции. На их обратный выкуп ОВК должна потратить несколько миллиардов. Такой сценарий развития ситуации гендиректор не предусмотрел и отправился в суд оспаривать решение общего собрания акционеров.

А гендиректор и миноритарный акционер Савушкин оспорил решения собрания акционеров (дело № А40-99921/2018). Он указал, что подобные сделки являются обычной хозяйственной деятельностью компании, которая связана с производством и поставкой грузовых вагонов. Соответственно, эти решения находятся в рамках компетенций генерального директора, а не акционеров, подчеркнул заявитель. Но первая инстанция отказала истцу, сославшись на два основных обстоятельства: Савушкин не смог подтвердить, что эти сделки действительно являются рядовыми для компании, и не доказал, что голосовал против них на собрании совета директоров. Кроме того, АСГМ подчеркнул, что обеспечение обязательств на сумму свыше 115 млрд руб. (более 126% от общей стоимости активов ответчика) – это крупная сделка. 

Апелляция не согласилась с таким решением, отменила акт нижестоящего суда и удовлетворила требования истца. 9-й ААС напомнил позицию Верховного суда из недавнего Пленума «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Там ВС разъяснил, что любая сделка хозяйственного общества считается обычной, пока заинтересованные лица не доказали иное. А для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие двух признаков: качественного и количественного. Первый в спорной ситуации и не учел АСГМ, отметила апелляционная инстанция. Апелляция указала, что за последние три года ОВК выдала уже 22 подобных поручительства, другие холдинговые вагоностроительные компании тоже заключают подобные договоры, а совет директоров в своем заключении не расписал, почему отнес спорные сделки к крупным. Более того, 9-й ААС не посчитал эти сделки взаимосвязанными. «Сафмар» не соглашается с такими выводами и оспаривает их в окружном суде.

Позиция миноритариев

На заседаниях в АС Московского округа представитель третьих лиц, управляющих компаний НПФ «Сафмар», партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов разъяснял, что истец Роман Савушкин, как акционер и член совета директоров, голосовал за одобрение сделок как крупных на внеочередном собрании акционеров. Кроме того, ОВК считала одобренные поручительства крупной сделкой до того момента, как управляющие компании фонда попросили о выкупе акции, отмечал юрист: «Только тогда оппоненты прозрели и стали уверять, что сделка не считается крупной». Высказался представитель УК «Сафмар» и по квалификации сделок. Он пояснил, что договоры на 115 млрд руб. превышают стоимость балансовых активов общества: «Если говорить о количественном критерии». Юрист разъяснил и соответствие этой сделки качественному критерию крупной: «ОВК признала, что для них выплата 8 млрд руб. за акции приведет к банкротству. Что тогда говорить о 115 млрд рублей?».

Позиция ОВК

Управляющий партнер АБ «Сикайло, Ромахова и партнеры» Светлана Ромахова в ответ уверяла, что у ее доверителя есть право на иск в этой ситуации: «Он такой же миноритарий, как другие, и может оспаривать корпоративные решения». Адвокат настаивала, что поручительства являются обычной хоздеятельностью. По ее словам, Савушкин на собрании совета директоров не голосовал за вынесение вопроса о выдаче поручительств на внеочередное собрание акционеров: «А в собрании акционеров он не принимал участия».

А представитель ОВК, юрист Александр Глейх, тоже настаивал на том, что решение первой инстанции нельзя оставлять в силе. По его словам, АСГМ в своем акте вышел за пределы исковых требований, так как разъяснил право требовать выкуп акций ОВК миноритариями.

Подробнее об этом деле читайте в нашем спецпроекте «Кейс месяца: ОВКГЕЙТ», а мнения экспертов в отдельном спецпроекте «ОВКГЕЙТ.МНЕНИЯ».