ПРАВО.ru
Законодательство
8 апреля 2019, 8:31

Правила общения с клиентами введут для сотрудников банков

Во II квартале этого года в России появится список фраз, которые сотрудники банков не смогут использовать при общении с клиентом. Так, нельзя будет говорить, что продукт застрахован, если это не вклад, и придётся предупреждать о потенциальных рисках.

Президент Национальной финансовой ассоциации (НФА, саморегулируемая организация) Василий Заболоцкий рассказал «Известиям», что список запрещённых фраз распространится на продукты с инвестиционной составляющей, которые банки предоставляют гражданам. По его словам, теперь сотрудникам банков придётся информировать клиентов о потенциальных потерях. Например, о рисках оказаться без своих средств. Под такие нормы подпадет работа с инвестиционными продуктами: ПИФами, доверительным управлением, ценными бумагами, брокерскими и индивидуальными инвестиционными счетами (ИИС), которые кредитные организации в качестве агентов предоставляют населению.

Более половины российских онлайн-банков имеют опасные уязвимости

В НФА считают, что это поможет бороться и ситуациями, когда под видом одной услуги человеку продают другую. Например, чаще всего кредитные организации говорят, что предлагают открыть вклад, а на самом деле продвигают инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). С этим согласен и ЦБ: агенты дают потребителям неполную информацию об особенностях и рисках инвестиционного страхования жизни. Также часто сотрудники банков под видом вкладов продают гражданам паи ПИФов, ценные бумаги, в том числе облигации и векселя своей же кредитной организации или своих партнеров. И покупателей никто не предупреждает, что эти инвестиции не страхуются. 

Банки положительно оценивают нововведение. На российском рынке есть финансовые продукты, которые появились недавно и не изучены потребителем, говорит руководитель направления департамента розничных продуктов Локо-банка Надежда Белая. Новые требования должны гарантировать клиентам получение чёткой и достоверной информации, а сотрудникам банков станет проще ориентироваться в условиях продуктов, считает руководитель Центра организации продаж и развития казначейских операций УБРиР Максим Голубков. Граждане будут защищены от случаев, когда навязываются различные условия под «звёздочкой», считает начальник управления организации продаж в сети «Ак Барса» Ксения Сергеева.

ЦБ отозвал лицензию у банка «Иваново»

С нарушителями новых требований будет разбираться дисциплинарный комитет НФА, объяснили изданию в этой саморегулируемой организации. В зависимости от тяжести нарушения на кредитную организацию могут наложить штраф, размер которого определят позже. Служба по защите прав потребителей при Банке России также будет следить за выполнением требований: она может оштрафовать или вынести предписание об устранении нарушений, но для этого клиенту нужно будет обратиться с жалобой. 

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев поддерживает инициативу и считает, что в этом вопросе надо брать на вооружение опыт Кипра. Там продавцы финуслуг при каждом разговоре с клиентов обязаны предупреждать о потенциальном риске. Для наглядности они должны сообщить, сколько их клиентов ранее потеряли средства при инвестировании. Также кипрские организации отказывают в финуслугах тем, у кого маленький опыт в инвестировании или низкий доход. В случае невыполнения требований предусмотрен штраф в размере от €50 000 до €300 000.