ПРАВО.ru
Практика
13 июня 2019, 23:48

Банки отрицают массовые блокировки счетов клиентов

Кредитная организация в соответствии с законодательством может обратиться к клиенту за пояснениями об источнике происхождения средств, напомнили в банках. Эксперты же считают, что «антиотмывочные» нормы требуют уточнений.

Представители российских банков отреагировали на сообщения об участившихся блокировках счетов, если клиенты не раскрывают источники о происхождения своих средств. О том, что такие случаи носят массовый характер, рассказали ранее эксперты «Известий». А клиенты пожаловались изданию  на то, что банки слишком усердно выполненяют требования «антиотмывочного» (ФЗ-115) закона. В банках с этим не согласны.

 «Речь идет не о блокировке счета, а об отключении систем дистанционного доступа к счету», - возразили в Альфа-банке. И напомнили, что могут после предварительного предупреждения отказать клиентам в проведении операции по банковскому счету, если выявят сомнительные транзакции и не получат подтверждающие документы.«Банки могут принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента, причем на любую сумму», - отметили в Альфа-банке (цитата по ТАСС).

О том, что в первую очередь последует отказ в проведении сомнительной операции, но не блокировка счета, сообщили агентству в Московском кредитном банке (МКБ). Представители МКБ также сослались на требования ФЗ-115, в соответствии с которыми банк обязан запросить у клиента дополнительные сведения по операциям, имеющим признаки повышенного риска, в том числе информацию по источнику происхождения средств или пояснение о планах дальнейшего использования.

Признаки подозрительных операций определяет ЦБ, информация о них находится в публичном доступе. На их основе банки разрабатывают свои критерии отбора, но раскрывать их они не могут в силу законодательных требований, напомнили в Сбербанке. Для подтверждения законности происхождения средств клиентам советуют использовать, например, договоры об оказании услуг, дарения, иные документы в зависимости от конкретной ситуации.

Больше конкретики

В соответствии с федеральным законом № 115 финансовые компании должны контролировать доходы, сделки, денежные операции их клиентов. Проверяются все операции на сумму свыше 600 000 руб. Однако банки могут замораживать счета клиентов или применять другие меры по своему усмотрению, если они согласуются с рекомендациями ЦБ. 

Именно на это указали «Известиям» опрошенные эксперты. Так, председатель комитета ТПП по финансовым рынкам Владимир Гамза отметил, что «непродуманность требований Росфинмониторинга и ЦБ» позволяют банкам блокировать все подозрительные операции «без достаточных оснований».

Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, что «банки боятся не выполнить рекомендации регулирующих органов и иногда подходят к этому слишком усердно - с перегибами».

С этим отчасти согласен Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm. По его словам, проблема заключается в том, что закон не содержит четкого перечня оснований, по которым банки должны осуществлять блокировку и требовать от клиента пояснений по поводу происхождения денег. Поэтому и возникают такие ситуации. «Но стоит понимать, что для добросовестных граждан и компаний обычно нет никаких сложностей в том, чтобы предоставить документы, проясняющие происхождение средств», - подчеркнул Фролов. Чтобы и банки и клиенты лучше понимали «правила игры», законодательство требует конкретизации, считает эксперт.

В пользу клиента

Ранее Минфин представил поправки, усложняющие блокировку операций физлиц и компаний в соответствии с «антиотмывочным» законодательством. Поправки гласят, что финансовая организация вправе отказать в выполнении операции только в случае, если клиенту присвоен «наивысший из установленных в соответствии с правилами внутреннего контроля уровень риска». Другим условием является наличие данных, дающих основание подозревать, что транзакция проводится для легализации преступных доходов.

О причинах, по которым принято такое решение, клиента нужно проинформировать в течение пяти рабочих дней, если от него поступит письменный запрос. Также придется уведомить ЦБ и Росфинмониторинг. Если те сочтут отказ необоснованным, то организация обязана провести операцию. 

Также в мае Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который актуализирует и расширяет перечень операций, подпадающих под действие «антиотмывочного» закона. Документ четко прописывает, какие транзакции подлежат обязательному контролю и в каких случаях. Для каждой обозначен предел денежной суммы, при его достижении информацию о финансовой операции организации обязаны направить в Росфинмониторинг.