ПРАВО.ru
Практика
14 июня 2019, 19:44

МАК опубликовал предварительный отчет об авиакатастрофе в аэропорту Шереметьево

После попадания молнии в самолете отключился автопилот и нарушилась радиосвязь. Вплоть до посадки экипаж говорил о том, что все проходит в штатном режиме.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчет об авиакатастрофе Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево. В мае в результате аварийной посадки и последующего возгорания самолета «Аэрофлота» погиб 41 человек.

Документ занимает 104 страницы. В частности, в нем опубликована информация о полете, экипаже, воздушном судне, погодных условиях, средствах связи и навигации. 

В отчете говорится, что экипаж прибыл в аэропорт примерно за два часа до вылета. При подготовке к взлету каких-либо проблем замечено не было. Перед взлетом экипаж предупредили о том, что полоса мокрая, видимость была более 10 км.

О полете

Посадка пассажиров осуществлялась через левую переднюю дверь. К 14:40 входные двери и двери багажных отсеков закрыли. В 14:49 второй пилот доложил диспетчеру о готовности к вылету. В 15:02 диспетчер разрешил взлет. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВВП) произошел на скорости 285 км/ч. На высоте в 380 м капитан воздушного судна подключил автопилот. Максимальная высота, которую набрал SSJ 100 в полете, составила 3 230 м.

Наиболее вероятно, что молния ударила в самолёт ориентировочно в 15:08, считают эксперты. В эту же минуту произошло отключение автопилота. Один из членов экипажа отреагировал на эти события возгласом «Ух ты!». Потом было принято решение о возврате. Экипаж несколько раз попытался связаться с диспетчером на рабочей частоте, но безуспешно. В 15:09 радиосвязь восстановили на аварийной частоте. Диспетчер одобрил снижение. 

В 15:12 командир воздушного судна (КВС) сообщил старшему бортпроводнику о возвращении: «Не аварийное, ничего, просто возвращаемся», - отметил КВС. В ту же минуту SSJ 100 направили на разворот. 

«На запрос диспетчера: «…какая-нибудь помощь необходима будет?» – экипаж ответил: «Нет, пока все нормально, штатно». На уточняющий запрос диспетчера экипаж ответил, что имеются проблемы со связью и потеряно автоматическое управление самолетом», - говорится в отчете.

Масса самолета составляла 42 600 кг, что на 1 600 кг превышало максимально допустимую посадочную массу.

В 15:27 началось снижение по глиссаде. Диспетчер разрешил посадку. В 15:30 самолет впервые коснулся ВВП. Повторное приземление произошло через 2.2 секунды после первого.

«Приземление на переднюю опору шасси с большой вертикальной скоростью, а также отклонение боковой ручки управления полностью «на себя» непосредственно перед приземлением, привело к возникновению интенсивного вращения самолета в направлении «на кабрирование» (разворот самолета с подъемом носа и набором высоты)», - отмечается в отчете.

Это привело к повторному отделению самолета от ВВП. Экипаж попытался уйти на второй круг, не вышло.

При третьем приземлении - в 15:30 - произошел подлом основных опор шасси, разлилось топливо, прозвучала команда о пожаре в заднем багажно-грузовом отсеке. В это время путевая скорость самолета составляла 185 км/ч. Диспетчер вызвал аварийные службы на полосу.

При команде о пожаре во вспомогательной силовой установке воздушное судно двигалось со скоростью 46 км/ч. Перед остановкой самолет совершил разворот влево. Бортпроводники объявили об эвакуации. Примерно в 15:31 произошла остановка двигателей.

Об экипаже

42-летний командир судна получил образование в Балашовском высшем военном авиационном училище летчиков. Переподготовку для полетов на SSJ 100 прошел в 2016 году. Общий налет – 6 800 часов, из них 1 570 часов – на SSJ 100. Авиационных происшествий в прошлом не имел. Перед вылетом в Мурманск отдыхал в течение 50 часов. 

36-летний второй пилот учился в Сасовском летном училище гражданской авиации. Переподготовку на SSJ 100 прошел в 2018 году. Общий налет – 765 часов, из них 615 часов – на SSJ 100. Авиационных происшествий в прошлом также не имел.

У трех бортпроводников – двух женщин и одного мужчины – авиационных происшествий тоже раньше не случалось.

Трагедия на борту SSJ 100, выполнявшего рейс «Москва - Мурманск», произошла 5 мая. В результате пожара самолет полностью выгорел. Погиб 41 человек из 78, находившихся на борту.