ПРАВО.ru
Практика
26 июля 2019, 18:25

Кинотеатр «Пионер» обратился в Конституционный суд из-за «Смерти Сталина»

Ранее «Пионер» дважды оштрафовали за показ фильма «Смерть Сталина». Теперь кинотеатр просит Конституционный суд признать нормы выдачи и отзыва прокатных удостоверений противоречащими Конституции.

По мнению заявителя, такие нормы вводят систему предварительной и последующей цензуры, которая запрещена Конституцией, сообщает «Интерфакс». Они не могут быть оправданы ссылкой на защиту других конституционно значимых ценностей, поскольку «установленные ей меры являются непропорциональными и неприемлемыми в цивилизованном обществе».

Кроме того, кинотеатр оспаривает нормы закона об экстремизме. Сейчас они позволяют во внесудебном порядке признать экстремистским любое сатирическое высказывание на политическую тему, отметил заявитель.

На фильм «Смерть Сталина» 23 января 2018 года в Минкультуры пожаловалась группа деятелей культуры и политики, в том числе режиссер Никита Михалков и писатель Юрий Поляков. Авторы обращения предложили проверить британскую ленту на экстремизм и отметили, что ее релиз в канун 75-летия Сталинградской битвы оскорбляет память погибших. В тот же день Минкультуры отозвало у картины прокатное удостоверение.

Несмотря на это, московский кинотеатр «Пионер» начал показ фильма. Администрация «Пионера» заявляла, что не получала никаких официальных писем об отзыве прокатного удостоверения. В феврале мировой судья судебного участка 208 района Дорогомилово дважды оштрафовала кинотеатр за показ фильма. Общая сумма штрафов составила 280 000 руб. Минкультуры составило в отношении «Пионера» три административных протокола.

Тогда же в Сыктывкарский городской суд подали иск юрист Эрнест Мезак и фотограф Роман Голосун. Последний уже приобрел пять билетов на фильм, но посмотреть его не смог. Мезак настаивал, что запрещенной информации в ленте нет, запрет на демонстрацию фильма нарушает Конституцию и Европейскую конвенцию по правам человека. В марте суд решил прекратить производство по делу, так как оно не затрагивает интересы истцов и касается исключительно правообладателя и Минкультуры.