ПРАВО.ru
Практика
10 сентября 2019, 11:49

Кассация подтвердила обязанность ФСИН исполнить госконтракт

Федеральная служба исполнения наказаний подписала госконтракт на поставку маршрутизаторов, но затем отказалась от него в одностороннем порядке. Поставщик подал иск с требованием признать отказ незаконным, суды трех инстанций истца поддержали.

В феврале 2018 года Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний и ООО «Амерес» заключили контракт на поставку маршрутизаторов iRU 1220 в количестве 159 штук. Цена контракта составила 28 млн руб.

Заказчик провел экспертизу первого комплекта оборудования и признал его соответствующим законодательству и техническим требованиям. Однако в июне ФСИН опубликовала на портале госзакупок решение об одностороннем отказе от контракта. Заказчик обосновал его тем, что маршрутизатор не числится в реестре оборудования российского происхождения, который составляет Минпромторг. Таким образом, посчитали во ФСИН, поставщик ввел службу в заблуждение, поставив зарубежное оборудование, и нарушил условие контракта.

В компании «Амерес» не согласились с таким обоснованием и направили заявление в Арбитражный суд города Москвы (дело № А40-157807/2018). Суд установил, что для нужд государства действительно запрещено закупать товары иностранного происхождения, но при этом в постановлении правительства нет обязательного перечня документов, которые подтверждали бы их происхождение. Таким образом, поставщик вправе предоставить любой документ о стране-изготовителе. Истец выполнил это требование и приложил к документам сертификат соответствия, который подтверждает, что товар изготовил российский производитель.

Должность
Судья
Коллегия
По рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

В итоге суд не нашел нарушений в действиях истца, признал отказ ФСИН от исполнения контракта незаконным и обязал ответчика принять товар в полном объеме. Заказчик направил жалобу в Девятый арбитражный апелляционный суд, где заявил, что сертификат соответствия и экспертиза одного экземпляра не могут являться доказательствами российского происхождения товара. Суд в своем постановлении отметил, что отсутствие оборудования в реестре Минпромторга не опровергает его российское происхождение, не счел аргументы ФСИН убедительными и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Федеральная служба исполнения наказаний подала кассационную жалобу в Арбитражный суд Московского округа. 9 сентября 2019 года суд в составе председательствующей судьи Юлии Матюшенковой и судей Ольги Анциферовой и Александра Дербенева признал постановления нижестоящих инстанций законными и отказал ФСИН в удовлетворении жалобы.

В августе тот же суд рассматривал жалобу ФСИН по аналогичному делу (№ А40-157803/2018). Тогда речь шла о поставке компанией «Амерес» коммутаторов Irbis на сумму 59 млн руб. Тогда заказчик также отказался от исполнения контракта, посчитав, что поставщик не подтвердил российское происхождение оборудования. Суды посчитали доводы ФСИН несостоятельными и обязали службу исполнить контракт.