ПРАВО.ru
Практика
10 октября 2019, 16:08

ЕК подала иск к Польше из-за непрозрачности судебной системы

Европейская комиссия направила в суд новый иск в отношении Польши. Исполнительный орган считает, что дисциплинарные нормы в отношении судей ставят под сомнение независимость судебной системы в стране.

Заявление комиссии рассмотрит Европейский суд юстиции, передаёт ТАСС. Как говорится в иске, новый дисциплинарный режим не обеспечивает необходимых гарантий защиты судей от политического контроля и противоречит судебным нормам ЕС.

В частности, принятый в Польше закон позволяет проводить дисциплинарное расследование против судей на основании содержания их судебных решений. Кроме того, новый режим не гарантирует независимости Дисциплинарной палаты Верховного суда Польши, которая состоит исключительно из судей, избранных Национальным советом по вопросам судебной власти. Сам совет назначается парламентом страны, что делает судебную систему политизированной.

ЕК также считает, что новый закон не гарантирует рассмотрение дел в разумные сроки. Это открывает лазейку для министра юстиции рассматривать обвинения в отношении судей через служащих, назначенных им же.

Ранее Еврокомиссия предъявила претензии к новому польскому закону в части выхода судей на пенсию. Закон снижал возраст выхода судей на пенсию до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Достигнув предельного возраста, судья мог продолжить работу только после разрешения министра юстиции.

После привлечения Польши к ответственности возраст выхода на пенсию стал одинаковым, а полномочия по принятию решения о продлении срока работы перешли к Совету судей Польши. Тем не менее ЕК посчитала меры недостаточными и направила иск в Европейский суд.

Суд посчитал, что эта мера подрывает принцип несменяемости судей, имеющий принципиальное значение для их независимости. В суде отметили сомнительность нормы, которая позволяет президенту республики решать вопрос, продолжать ли судье занимать свою должность. Тот факт, что эта мера затронула почти треть членов этого суда, включая его первого председателя, чей шестилетний мандат был сокращён, вызывает серьёзные сомнения относительно реальных целей этой реформы.