ПРАВО.ru
Практика
3 декабря 2019, 19:05

Израйлита оставили под стражей ещё на три месяца

Смольнинский районный суд не удовлетворил ходатайство защиты предпринимателя Валерия Израйлита о мере пресечения, не связанной с лишением свободы, и постановил оставить его под стражей.

Суд продлил арест Израйлита на три с половиной месяца, сообщает ТАСС со ссылкой на адвоката Израйлита Викторию Бурковскую. При этом жалоба на предыдущее продление меры пресечения, которую подавали полтора месяца назад, до сих пор не передана в Петербургский городской суд, отметила она. Израйлит содержится в СИЗО уже 36 месяцев.

Ранее Смольнинский суд отказал вызвать в качестве свидетеля главу «Транснефти» Николая Токарева. «Дочка» компании была заказчиком строительства нефтебазы в Усть-Луге, где Израйлиту вменяют хищение. Кроме того, суд не удовлетворил ходатайство о возарщении уголовного дела в прокуратуру для устранения нарушений. По мнению адвокатов, описанные в обвинительном заключении события находятся за пределом предполагаемого времени окончания преступления. В материалах дела также отсутствуют ссылки на события, связанные с мошенничеством, отсутствует информация о способе совершения хищения.

Израйлита обвиняют в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), отмывании денег (ст. 174.1 УК) и незаконных валютных операциях (ст. 193.1 УК). По версии следствия, Израйлит перевёл в подставные фирмы через офшорные счета средства, направленные на развитие порта «Усть-Луга». Таким образом, считают следователи, было похищено более 1,5 млрд рублей.

В сентябре «Ведомости» сообщили, что ФСБ использовала полученную в ходе амнистии капиталов информацию в качестве доказательства по обвинениям против совладельца «Усть-Луги» Валерия Израйлита. Адвокаты Израйлита утверждали, что использовать декларацию как доказательство нельзя, если её не приобщил к делу сам декларант.

Впоследствии Верховный суд опубликовал разъяснение, согласно которому изымать декларацию и приобщать их к материалам делу не имеет права никто, включая правоохранительные органы. Сведения в декларации относятся к налоговой тайне, приобщить их к делу может лишь сам декларант по собственному желанию. Все коллизии между нормами Уголовно-процессуального кодекса, закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федерального закона о добровольном декларировании физлицами активов и счетов (140-ФЗ) должны разрешаться в пользу последнего.

Несмотря на это, Смольнинский суд позже проигнорировал разъяснение ВС и не удовлетворил ходатайство защиты об изъятии сведений из декларации из материалов дела. По словам Бураковской, суд не нашел оснований для исключения из дела изъятых ранее сотрудниками ФСБ документов.