ПРАВО.ru
Legal Week NY
10 февраля 2020, 17:00

Как убедить юристов, что технологии – это хорошо

Почему сложно уговорить юристов пользоваться новыми технологическими решениями и как можно это сделать, обсудили на Legaltech-конференции. Также там решили, как можно охарактеризовать юрфирмы: как «друзей» или «врагов» технологического прогресса.

Еще в четверг вечером я понятия не имел о существовании конференции Inspire Legal, а в пятницу утром (7 февраля) пошел с чемоданом в New York Law School участвовать в этой Legaltech-конференции. Хотя коллеги из «Право.ru» отправили меня писать о Legal Week – 2020, получилась своего рода ситуация «два по цене одного». 

Суть всей конференции заключается в том, что все равны и собираются в непринужденной обстановке поговорить о юридическом бизнесе и технологиях. Не в одностороннем порядке, когда какая-то звезда отрасли вещает 5–10 минут со сцены, а когда звезды сидят рядом и ты можешь с ними обсудить свои идеи, проверить тезисы и спорить с ними. 

Исходной точкой конференции для обсуждения проблем стали панельные дискуссии. Вернее, unpanel, как называли их организаторы, поскольку они были похожи на workshop со всеобщим участием. На выбор были следующие темы:

  • «Закупка и внедрение технологий» (Technology Procurement & Adoption);

  • «Платформы и совместимость» (Platforms & Interoperability);

  • «Новые предложения и сотрудничество между клиентами, юристами и альтернативными поставщиками юридических услуг» (New Offerings & Client/Lawyer/Law Company Collaboration);

  • «Экспериментальное (эмпирическое) обучение и тренинг» (Experiential Learning & Training);

  • «Модели совместного инвестирования» (Collaborative Funding Models).

Выбрал я тему «Закупка и внедрение технологий», поскольку она, на мой взгляд, самая приземленная и актуальная для России. Наша группа разделилась на три части, чтобы обсудить три вопроса: закупка, внедрение и ценность для клиента. Я попал в группу, которая обсудила проблемы внедрения: почему так сложно убедить юристов в пользе технологий и после приобретения заставить их пользоваться этими технологиями. И я понял, что и юристы, и проблемы везде одинаковые, хоть в США, хоть в России. 

Как убедить юристов пользоваться плодами технического прогресса

За рамками бизнес-модели юридического консалтинга, явно не способствующей инновациям, выделили еще ряд причин, в которых юристы не виноваты. Например, разработчики часто хотят «удивить» пользователя большим букетом функций в системе, когда ему, пользователю, надо решать одну проблему. Вендоры часто бросают пользователя после установки системы или для обучения берут такие деньги, что фирмы откажутся. В итоге с ассоциатами проведут всего лишь получасовую инструкцию за завтраком. Один представитель вендора облачной системы хранения и управления документами сказал, что они специально держат call-центр в центре Манхэттена (не самое дешевое место для этого), чтобы клиенты могли в любое время связаться с компетентным сотрудником фирмы. Их операторы даже звонят клиентам со словами: «Я заметил, что вы заходили в систему, но не начали работать. Могу ли я чем-нибудь помочь?» Это дорого, и инвесторы постоянно спрашивают, зачем это нужно. Но клиенты оценят. Сухой остаток – надо говорить с потенциальными клиентами, а не считать их технофобами и консерваторами.

Надо говорить с потенциальными клиентами, а не считать их технофобами и консерваторами.

Также прошла увлекательная вещь – то, что в России любят называть баттлом. Брали три самых забавных лозунга, выбрали по противнику и стороннику. Сначала в течение двух минут каждый должен защищать свою позицию, а потом еще за минуту отвечать на аргументацию оппонента. В конце публика выбирала победителя аплодисментами. В качестве примера могу привести мнение, что все инновации в юридическом бизнесе будут исходить именно от юридических фирм. Противником этого лозунга выступил Боб Амброджи, сторонником – Зек Абрамович (колумнист Above the Law и стартапер). Последнему для аргументации пришлось расширить понятие «юридическая фирма», чтобы защитить свой тезис. Он спрашивал, чем Casetext, созданная четырьмя юристами, не юридическая фирма? И почему в качестве KPI для инноваций мы не считаем заработанные деньги, ведь окончательной целью инноваций должна быть прибыль. С этим Боб не был согласен категорически. Он считает, что юридические фирмы зарабатывают деньги вопреки инновациям и блокируют их. Публика с ним согласилась. 

Inspire Legal еще долго останется в моей памяти как одна из самых полезных конференций по тематике инноваций в юридическом бизнесе. И по формату, и по содержанию. 

Спецкор «Право.ru» Хольгер Цшайге.